Мелком о крупном. Приоткрылась суть открытий

…Полный разрыв шаблона — так вполне можно охарактеризовать экспозицию, организованную в рамках V Всероссийского фестиваля науки NAUKA0+ в ГУМе на Красной площади. Тех, кто привык фланировать по главному универмагу страны, лениво разглядывая дорогущие витрины, теперь ждет неожиданный сюрприз, подготовленный Минобрнауки России, Правительством Москвы и МГУ им. М.В.Ломоносова, при поддержке ПАО ГМК “Норильский никель”, Фонда Олега Дерипаски “Вольное дело” и Благотворительного фонда “Искусство, наука и спорт”. Здесь, на третьей линии, на прошлой неделе открылась интерактивная выставка “Скетчи науки”…

Ее идея возникла в 2011 году на берегах Боденского озера в немецком городке Линдау, где, по традиции, ежегодно проходят встречи нобелевских лауреатов с молодыми учеными со всего мира. Там нобелиатов без предупреждения и предварительных пояснений пригласили в фотостудию известного фотографа Фолькера Штегера, специализирующегося на научно-популярной тематике, выдали по метровому листу ватмана, паре восковых мелков и предложили прямо на месте набросать в виде рисунка суть своего открытия, да так, чтобы она стала ясна обывателю. А получившийся в итоге скетч заснять вместе с самим его автором…
Как рассказал на открытии выставки в Москве Фолькер Штегер, реакция лауреатов на такое заманчивое предложение поражала своей непосредственностью, но, в целом, практически всегда была положительной.
— Проблемы возникли, пожалуй, лишь с Кристианой Нюсляйн-Фольхард, обладательницей премии по физиологии и медицине за 1995 год. Она заявила, что считает данный проект глупостью и напрасной тратой времени. Правда, рисунок она все-таки набросала и даже согласилась с ним позировать. На мой удивленный вопрос, почему она пошла мне навстречу, ответила, что в моем случае проще было согласиться, — улыбается фотограф.
Для первых гостей выставки он лично провел небольшую экскурсию по 50 портретам, кратко поведав о каждом. Как выяснилось, практически все наброски были сделаны лауреатами за один раз, и лишь Карло Руббиа (премия по физике 1984 года) понадобилось время на размышление и несколько встреч. В конце концов он появился в студии с забавным шаржем на самого себя… А вот другому его коллеге, Роберту Кёрлу (премия по химии, 1996 год), единственному из всех оказалось мало одного метра ватмана, чтобы отобразить суть своих открытий, — потребовался второй лист. Леон Ледерман, получивший премию по физике в 1988-м, вообще не стал рисовать ничего, поясняющего смысл своей работы, решив обратиться к эмоциональной стороне вопроса: на своем скетче он изобразил банкет по случаю присуждения ему почетной награды и свою жену, бегущую ему навстречу, чтобы поздравить. Правда, как выяснилось, с ней он развелся уже через год, чтобы осчастливить новую избранницу, но это уже совсем другая история…
За лауреатами, к которым фотограф явно смог найти индивидуальный подход, заставив каждого максимально расслабиться и раскрыться не просто как ученого, но и как личность, на снимках Штегера наблюдать одно удовольствие. Вот Роберт Лафлин (премия по физике 1998 года) решил, что позировать со скетчем просто стоя скучно, поэтому он отчаянно и дерзко прикусил кусочек своего ватмана. Вот Крейг Мелло, получивший премию по физиологии и медицине в 2006-м, изображает цаплю, балансируя на одной ножке. Кто-то играет своим скетчем футбол, кто-то подпрыгивает и не совсем входит в рамки кадра, а кто-то, напротив, на снимке жутко серьезен, как Мартинус Вельтман (физика, 1999 год), нарисовавший одинокого путника — ученого, карабкающегося вверх по отвесной скале познаний… Оглядываясь по сторонам, посетитель выставки “Скетчи науки” понимает: нобелевские лауреаты, возможно, лучшие умы человечества, оказывается, тоже люди! Они умеют улыбаться, шутить, иронизировать, а не только оперировать огромными объемами сложнейших данных. Так, выставка создает очень искреннее впечатление полной открытости и доступности науки для каждого.
Директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Сергей Салихов, открывавший выставку в ГУМе, отметил, что перед нами — тот редкий случай, когда можно увидеть авторскую работу обладателя Нобелевской премии и прекрасные фотографии этих лауреатов одновременно.
— Очень здорово, что именно на Красной площади, в сердце Москвы, нам удалось открыть эту экспозицию, — сказал он. — Каждый желающий может зайти сюда и, посмотрев на нее, понять, что наука — это не только интересно, не только увлекательно, но еще и красиво.
Одной из главных интриг вечера стал спрятанный за занавесом новый портрет. Как выяснилось, на нем был изображен академик РАН Жорес Алфёров, недавно присоединившийся к проекту. Как рассказал Фолькер Штегер, скетч Жореса Ивановича, вкупе с фото отечественного нобелевского лауреата, были выполнены на даче ученого под Петербургом специально для открытия московской выставки. Проректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова академик Алексей Хохлов рассказал корреспонденту “Поиска”, что, по его мнению, данная экспозиция будет крайне любопытна не только представителям научной общественности, студентам, аспирантам, но и простым москвичам.
— Здесь можно увидеть, как лауреаты представляют свои работы визуально, полюбоваться их блестящими портретами, послушать перевод их собственных рассказов о том открытии, которое они сделали. В целом, мне это кажется очень интересным. Мы сознательно выбрали для этой выставки столь нетрадиционное место, как ГУМ. Но поскольку она является частью Всероссийского и Московского фестивалей науки, мы пытаемся использовать различные, подчас неожиданные, площадки города. ГУМ для нас, организаторов фестиваля, — место новое, однако думаю, что многим его посетителям это событие будет интересно, а кто-нибудь из них, придя за покупками, впервые в жизни узнает здесь о том, что есть вот такое явление, как Нобелевская премия, есть и ее лауреаты, великие ученые…
Выставка уже побывала в Стокгольме, Берлине, Гейдельберге, Ганновере, Куала-Лумпуре, Окинаве, Сеуле… В России на этот раз она проходит только в Москве, но мы надеемся, что в рамках следующих фестивалей науки сможем ее привезти и в другие наши города.

Анна ШАТАЛОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев