Пришествие сетян. Новое поколение выбирает smart-технологии.

Представителей 12 стран, 20 субъектов Российской Федерации — всего более 200 участников собрал III Международный форум по образованию Smart E-Learning Россия. Главным его организатором выступил Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). На протяжении двух дней эксперты из Кореи, Нидерландов, США, Канады, Швейцарии и России обсуждали новые ориентиры образования в информационном обществе.
Тон обсуждению задал первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Юрий Карабасов, подчеркнувший, что smart-технологии напрямую влияют на парадигму развития нового общества. В прошлом десятилетии активно формировалось информационное общество и его составляющие: экономика знаний, электронная коммерция, электронное здравоохранение, электронное правительство, электронное обучение. И если поначалу принципиальным был вопрос об использовании технологий и их доступности, то сейчас — об их тотальном проникновении в нашу жизнь, о том, какие новые преимущества с их помощью мы получаем. Сегодня “умными” стали наши дома, автомобили, деньги, а в развитых странах появились целые отрасли: Smart Business, Smart Medicine, Smart Energy. Формирование нового общества четко связано с появлением электронного образования, утверждают специалисты.
“Все считали, что e-learning — просто новая технология, но электронное образование стало катализатором преобразований в социальной и национальной инфраструктуре, инструментом развития человеческих ресурсов и соответственно экономики”, — сказал доктор наук в области вычислительной техники Национального университета Сеула Дэ-Джун Хван. Технологии, став отдельной отраслью, позволяют пополнять бюджеты своих стран: в той же Корее годовой доход от e-learning составляет 2,1 миллиарда долларов.
“В России доходы от реализации трансграничного образования могут превысить доходы от нефти”, — продолжил мысль корейца заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. “В нашей стране с ее значительными территориями именно технологии e-learning должны взять на себя обязанность распределенного обучения”, — отметил заместитель директора Департамента управления делами Минэкономразвития Александр Пронин.
У нас наконец тоже поняли необходимость развития электронного обучения. Олег Смолин рассказал о законопроекте, который может быть принят уже в ближайшие несколько месяцев. Он содержит в себе новые пункты, не учитывавшиеся ранее в российском образовании. Это, например, введение принципов обучения в течение всей жизни, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения. Процедуры лицензирования и аккредитации должны будут выполняться с учетом применения вузами информационных технологий.
“Старая система образования ни по каким параметрам не подготавливает людей для работы и жизни в smart-обществе, — подчеркнул необходимость изменений научный руководитель МЭСИ, президент Международного консорциума “Электронный университет” Владимир Тихомиров. — Без smart-технологий инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она становится тормозом”.
Поколение Y, сетяне — так сегодня называют молодых людей, родившихся после 1980-х годов. Они выросли в эпоху виртуального мира, компьютеров, цифровых технологий. К осени 2014 года Интернетом будут пользоваться 95% молодежи в возрасте 18-24 лет. Уже сейчас у 81% из них есть мобильный Интернет. “Студентам сложно находить и усваивать информацию в академических учебниках или журналах”, — сказал Гриф Ричардс из Университета Томпсон Риверс. Очевидно, что требования молодых людей к процессу получения образования изменились.
Согласно статье, выпущенной Открытым университетом Каталонии, с 2002 года число абитуриентов, выбирающих открытые университеты, постоянно растет. “Компьютер и Интернет — это среда обитания современных студентов, как вода для рыбы, — отметил исполнительный директор Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения Джордж Убачс. — Общение и учеба в онлайновых социальных группах вполне компенсируют традиционные формы обучения. ИКТ реформируют систему образования на всех уровнях”.
Новые потребности студентов бросают вызов университетам. “Социальная роль традиционных вузов уменьшается, — констатировал генеральный секретарь Европейской сети дистанционного и электронного обучения Андраш Сюч. — Знания перестают рождаться только в этих университетах, распространяется обучение в независимых центрах”. Большое значение начинает играть неформальное обучение, когда студент сам определяет цели своей подготовки, находит материал в открытых образовательных ресурсах, моделирует себе курс и, таким образом, получает индивидуальную специальность.
Гибкость, способность приспосабливаться, инициировать инновации — этим требованиям должны соответствовать smart-университеты, чтобы успевать за происходящими изменениями и растущими запросами студентов. Собственно, само понятие smart подразумевает более быстрый ответ на требования экономики и мира. Сколь долго будет запрягать Россия, чтобы включиться в эти процессы, и как быстро потом поедет, зависит от скоординированных решений властей, системы образования и всей общественности.

Елена ГОРДЕЕНКОВА

Нет комментариев