Бить или не бить?

Космическая миссия Rosetta завершится в будущем году запланированным разбитием о комету. Об этом решении сообщило Европейское космическое агентство (ESA). Подробности — в Nature News.

Искусственный спутник “Розетта”, запущенный для изу­чения кометы Чурюмова — Герасименко в 2004 году, в сентябре 2016 года разобьется о ледяную корку небесного тела. Европейские руководители миссии намерены сделать соударение насколько возможно мягким для того, чтобы сохранить максимальное количество данных, получаемых сенсорами и приборами аппарата с близкого расстояния. 12 ноября прошлого года, когда комета была на пути из космических глубин к Солнцу, космический орбитальный аппарат направил к ней посадочный зонд “Филы”, который уже успел получить ценные данные, в частности, выявил в газах, исходящих от кометы по мере ее нагревания от солнечных лучей, органические молекулы. В настоящее время об этом аппарате ничего не известно, последние сеансы связи были в июне. А в сентябре будущего года завершается финансирование миссии. К тому времени комета Чурюмова — Герасименко будет удаляться от Солнца, соответственно, и солнечные элементы преследующего ее орбитального аппарата будут получать слишком мало света для подзарядки и поддержания работоспособности миссии. Дискуссии о том, что делать с “Розеттой”, когда настанут эти “темные времена”, продолжаются больше года. По словам руководителя полета “Розетты” Андреа Аккомаццо (Andrea Accomazzo), которые приводит Nature News, идеально было бы на время пребывания кометы в глубоком космосе перевести аппарат в спящий режим, а затем лет через пять, когда небесное тело снова начнет приближаться к Солнцу, “воскресить” его. Однако помимо прочих причин низкие температуры космического пространства вероятнее всего повредят корабль. Кроме того, многие научные руководители миссии начинали работу 20 лет назад и, как позволила себе пошутить планетолог из Бернского университета (University of Bern) Катрин Альтвегг (Kathrin Altwegg), “невозможно погрузить в спячку старые эксперименты вместе со старыми научными руководителями”.
Идея посадки-разрушения “Розетты” как предпочтительного варианта возникла в прошлом году, но только сейчас штурманы и операторы миссии разработали план действий. К августу 2016 года орбитальный аппарат должен, снижаясь по спирали, достичь высоты восьми километров от поверхности кометы, затем по эллиптической орбите он подберется еще ближе и на гораздо меньшей скорости, чем летел зонд “Филы”, что позволит собрать больше данных и сделать хорошие снимки. По замыслу операторов миссии, с высоты четырех километров “Розетта” сможет различить газы, исходящие от каждой из долей гантелевидной кометы Чурюмова — Герасименко и, следовательно, возможные различия в составе каждой из них, а это, в свою очередь, прольет свет на условия, в которых могла сформироваться каждая часть.