Гигант в перьях

Новый вид гигантского пернатого ископаемого ящера открыт в известной прежними палеонтологическими находками формации “Адский ручей” на северо-западе США. Об этом сообщают Discovery News и Live Science.

Динозавр Dakotaraptor steini был обнаружен в Южной Дакоте, в формации, которая чаще называется по-английски — Hell Creek — группой под руководством куратора отдела палеонтологии позвоночных Музея естествознания Палм-Бич (Palm Beach Museum of Natural History) Роберта ДеПалма (Robert DePalma). Суперящер жил около 66 миллионов лет назад. В длину он достигал 5 метров, что делает его самым крупным из когда-либо найденных динозавров с подтвержденным оперением на крыльях, сообщает Discovery News. Но, тем не менее, как отмечает ДеПалма, “этот ящер мелового периода был изящного сложения и, вероятно, столь же подвижен, как и более мелкие тероподы, или хищные динозавры, рода Velociraptor”. В статье с описанием находки, которую авторы недавно опубликовали в журнале Paleontological Contributions, особое внимание уделено оперению новоявленного вида. Локтевые кости Dakotaraptor steini несут четко выраженные “гусиные бугорки”, развивающиеся у птиц в местах прикрепления особо крупных перьев. Как пишет в связи с этим портал PaleoNews.ru, “как минимум передние лапы дакотарапторов были не просто оперенными, но несли вполне жесткие и хорошо сформированные перья наподобие маховых у современных птиц. При этом очевидно, что ни летать, ни даже перепархивать, к примеру, со скалы на скалу, такие гиганты просто физически не могли”.
“Либо они произошли от предков, которые умели летать, но затем утратили эту способность, как страусы, либо динозавры выработали крупные перья на передних конечностях для чего-то другого”, — цитирует палеонтолога из Эдинбургского университета Стива Брюссата (Steve Brusatte) сетевое издание Earth Touch. “Возможно, перья помогали им заботиться о потомстве или подавать какие-то знаки своим родственникам”, — допускает ученый.
“Новый хищный динозавр представляет собой промежуточное звено в размерном ряду между малыми тероподами и крупными тираннозаврами, которые жили в то время”, — говорит один из соавторов исследования, палеонтолог из Канзасского университета (University of Kansas) Дэвид Бернхэм (David Burnham). Судя по особенностям строения, Dakotaraptor steini принадлежит к семейству Dromaeosauridae. Некоторые представители этого семейства, например немного превосходившие дакотараптора ростом ютарапторы, охотились стаями. Группа дромезаврид могла представлять реальную угрозу не только для растительноядных динозавров, но и для господствующих в меловом периоде хищников-тираннозавров. Однако о поведении дакотараптора пока ничего не известно.