Поиск - новости науки и техники

О двух концах. Вскрыты риски внедрения профстандарта педагога

“Новый профстандарт вызвал масштабные изменения в системе педагогического образования. Сейчас реализуется проект, в который вовлечены десятки ведущих педагогических вузов и факультетов”, – заявил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов, выступая на Всероссийском съезде участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога. В съезде приняли участие учителя, воспитатели, ректоры, руководители институтов повышения квалификации, представители структур управления образованием и профсоюзов из всех федеральных округов РФ. Мероприятие состоялось на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).

Апробация профстандарта, проект которого создавался рабочей группой под руководством директора Центра образования №109 г. Москвы Евгения Ямбурга, проходит на 21 стажировочной площадке под руководством региональных органов управления образованием. Ей предшествовало широкое общественно-профессиональное обсуждение текста проекта и внесение в него изменений в соответствии с рекомендациями представителей сообщества и профсоюзов.
Площадки стали центром сотрудничества вузов, институтов развития образования и повышения квалификации педагогических работников, школ и колледжей, психолого-педагогических, медико-социальных центров. В частности, на базе стажировочных площадок специалисты совместно работают над системой определения уровня соответствия компетенций педагога содержанию профстандарта, над моделями построения дифференцированного профиля программ профессионального развития учителей, а также готовят методические и аналитические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта. В целях информационно-коммуникационного обеспечения проекта и анонсирования деятельности стажировочных площадок создан сайт профстандартпедагога.рф. На съезде были представлены плоды наиболее продуктивных усилий участников апробации – из Алтайского края, Бурятии, Воронежской, Липецкой, Ивановской, Иркутской областей, Забайкальского края и других регионов.
Главным результатом апробации на сегодняшний день ректор МГППУ Виталий Рубцов считает дополнения в содержание профстандарта. “Это доказывает, что стандарт – живая система, не готовый набор правил, а инструмент в руках педагогического сообщества для организации своей деятельности”, – отметил он. Ректор сообщил, что одновременно были выработаны рекомендации по совершенствованию ФГОС высшего профильного образования, что “имеет колоссальное значение для развития всей педагогической системы… свидетельствует в пользу предпосылок и условий для продолжения реализации стандарта”, который профессиональное сообщество уже “использует для защиты своих собственных интересов и возможностей”.
Глава Минобрнауки дал оценку профстандарту педагога с точки зрения министерства. Согласно его определению, это механизм оценки профессионального уровня практикующих учителей, ресурс профессионального и карьерного роста, система координат, которая помогает учителю выстроить индивидуальную траекторию развития. Стандарт будет вводиться по мере готовности регионов. Дмитрий Ливанов напомнил, что срок, с которого начнется его обязательное применение, был отложен на
1 января 2017 года, и добавил, что при необходимости он может быть отодвинут и дальше.
Министр также говорил о том, что на этапе апробации важно привлечь к этой работе как можно больше педагогов и создать систему информационного взаимодействия, “которая не сопровождалась бы ростом бумажной нагрузки”. Он также предложил обсудить идею уровневой модели учительских должностей – нужна такая модель или нет. “Только ваш опыт поможет создать наиболее справедливые условия для сбалансированной оценки труда, системы аттестации и профессиональных достижений учителей”, – резюмировал глава министерства, обращаясь к участникам съезда.
Победитель Всероссийского конкурса “Учитель года России – 2015” Сергей Кочережко отметил, что важно осознать все риски, которые могут возникнуть при реализации стандарта, чтобы его внедрение не ударило “одним концом по учителю, другим – по ребенку”. Он предложил создать ассоциацию педагогов с правом проводить общественную экспертизу достижений работников образования и присуждать им квалификационные категории.
“Учителя года” поддержал Евгений Ямбург. Руководитель рабочей группы, побывавший в более чем 40 регионах страны, высоко оценил усилия коллег, подчеркнув, что введение стандарта проходит в крайне неблагоприятных условиях: сокращается финансирование, а следовательно, и число таких специалистов, как психологи и дефектологи. При этом о достижениях педагогов в отдельных регионах он говорил как о “серьезных прорывах”. К примеру, в университетах Ставрополья с успехом решают такие серьезные задачи, как преемственность в работе профильных колледжей и вузов, а также подготовка специалистов по коррекционной педагогике. Однако большую часть своего выступления Е.Ямбург уделил рискам, которые сопровождают апробацию профстандарта и будут затруднять его последующее внедрение. К ним он отнес отсутствие системного мышления, понимания взаимосвязи между введением ФГОС и профстандартом – инструментом их реализации. Причина – в отсутствии должного “методического шлейфа”. На местах подчас ждут приказа о внедрении, учителя работают без поддержки, а прекрасная работа педагогических вузов в регионах проходит втуне. С другой стороны, до педагогов массово не доведена суть профстандарта, отсюда – страх перед очередной новацией.
Поддержав идею создания ассоциации профессионалов, Е.Ямбург предложил при ее реализации опираться на “учителей года”: “Молодые, но утвердившие себя успешной практикой, может быть, доживут до другого финансового положения”.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Дмитрия ЧИСТОВСКОГО
На снимке (слева направо):  В.Рубцов, Д.Ливанов, Е.Ямбург.

Нет комментариев