Нельзя ли без слияний? Депутаты не согласны с министерством

Комитет Госдумы по образованию обсудил перспективы развития сети организаций высшего образования. В заседании приняли участие председатель комитета Вячеслав Никонов, министр образования и науки Дмитрий Ливанов, его заместитель Александр Климов, представители Общественной палаты, ректоры вузов.

Минобрнауки наводит порядок в системе высшего образования — так сформулировал суть работы своего ведомства в указанном направлении Д.Ливанов. Сейчас оно занимается созданием сети опорных вузов в регионах. Министр заверил, что реорганизация проходит по инициативе самих учебных заведений: “решение в каждом случае принимается университетами, работодателями и властями регионов”. При этом, как подчеркнул Д.Ливанов, принципиальная позиция Минобрнауки состоит в том, что необходимо сохранять филиалы университетов в тех населенных пунктах, где нет других вузов. “Даже если филиал имеет плохие показатели работы, его не будут закрывать: мы в таком случае будем рекомендовать головному вузу создать программу его поддержки и развития”, — пообещал глава министерства.
Дмитрий Ливанов также рассказал о позитивных тенденциях в университетской науке. “В этом году впервые за 20 лет в России отмечено увеличение числа ученых, и это произошло за счет вузовской системы, — цитирует министра пресс-служба Минобр­науки. — Впервые университеты стали основным элементом научной деятельности”. Как отметил Д.Ливанов, по количеству публикаций и проектов вузы сейчас значительно опережают отраслевые институты, и это во многом заслуга программ развития, которые реализует Минобрнауки, в частности Проекта 5-100.
Комитет ГД по образованию не столь радужно оценивает ситуацию с вузовской сетью. Непродуманность, отсутствие экспертной базы в случае слияния зачастую разнородных вузов могут помешать достижению конструктивных результатов, считают эксперты комитета. Анализ показателей ведущих зарубежных вузов также не подтверждает корреляцию между размером университета и его местом в общепризнанных мировых рейтингах.
Как следует из поступающей в комитет корреспонденции, почти каждый раз реформирование происходит конфликтно и болезненно для объединяемых вузов, сопряжено с проблемами и рисками. Обращения показывают, что участникам процесса реорганизации часто неясно, по каким критериям происходит оценка работы вузов, по каким принципам они объединяются, повышается ли эффективность реорганизованных вузов, на чем основываются решения о назначении ректора неэффективного вуза ректором объединенного вуза.
По итогам встречи комитет рекомендовал Минобрнауки разработать проект Концепции развития высшего образования на долгосрочный период, основанной на стратегии развития отраслей народного хозяйства. Она должна предусматривать разработку объективных критериев эффективности деятельности вузов, возможность взаимодействия вузов-партнеров без процедуры слияния, сохранение научных школ в процессе реорганизации вузов, учет распределения трудовых ресурсов в малых и средних городах и регионах с целью устранения возможных отрицательных социальных эффектов оптимизации. Министерству предложено провести общественное обсуждение концепции.

Владимир Петров

Нет комментариев