Крен в старение. Доля молодых преподавателей вузов продолжает уменьшаться

Первый профессиональный учебник “Управление кафедрой” с предисловием министра образования Владимира Филиппова, изданный 10 лет назад, получил гриф Минобр­науки РФ. Сегодня автор учебника — Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, профессор Семен РЕЗНИК — комментирует итоги нового мониторинга деятельности руководителей вузовских кафедр. В нем приняли участие 350 заведующих кафедрами 24 университетов Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Южного, Уральского и Сибирского федеральных округов. Предыдущий мониторинг был проведен по заказу Минобразования РФ в 2003 году. Что изменилось?

Если театр, по выражению К.Станиславского, начинается с вешалки, то высшее учебное заведение — с кафедры. Студенты, аспиранты и преподаватели кафедры, их поведение, внешний вид, качество занятий, научные результаты, обустройство аудиторий — все это лицо университета. По ним судят обо всем вузе.
Почти 40 лет я руковожу управленческими кафедрами, в том числе больше 20 лет — кафедрой, где готовят профессиональных руководителей — менеджеров для разных сфер деятельности. Безо всякой науки, только по своему опыту, могу утверждать: вузовские кафедры 70-80-х годов прошлого столетия и нынешнего, XXI, века похожи только по форме, но по содержанию деятельности — совсем разные. Ведь они, как и университеты в целом, функционируют не в вакууме, они испытывают огромное влияние, а порой и давление, реформируемой внешней среды. Меняется жизнь в стране, меняется высшая школа, меняются представления о жизни школьной молодежи — все это не может не отражаться на современной кафедре и ее руководителе.
Кафедра в вузе — это объединение преподавателей одной или нескольких тесно связанных между собой отраслей знаний. Именно она обеспечивает непосредственный контакт со студентами, оказывает на них прямое воздействие — учебное, научное, воспитательное.
Я всегда поражался парадоксу: общество уже хорошо понимает, что руководить любой организацией нужно профессионально, будучи к этой миссии подготовленным. Отсюда тяга (очень часто излишняя) молодежи к управленческому образованию. Но в самих высших учебных заведениях, готовящих профессиональных руководителей, управление вузовскими структурами чаще всего строилось не на фундаментальной подготовке, профессионализме, а на опыте предшественников, на сложившихся традициях. Это, конечно, тоже очень важно. Можно привести сотни примеров выдающихся вузовских руководителей. Но погоды они не делают. Нужна система, чтобы все вузовские управленцы — заведующие кафедрами, деканы, ректорский корпус — руководили профессионально, используя мировой и отечественный опыт управления. Поэтому не случаен интерес, проявленный руководителями вузов к учебникам по менеджменту, появившимся для них лишь в последнее десятилетие: “Управление кафедрой”, а затем — “Управление факультетом” и “Управление высшим учебным заведением”.
Например, если судить по тиражам реализованных издательским домом “ИНФРА-М” учебников “Управление кафедрой”, вузы за эти 10 лет приобрели их около 20 тысяч, иными словами, почти на всех заведующих кафедрами. Здесь важно, конечно, не только их иметь, но понимать и воспринимать их суть, пользоваться ими. А это не очень просто.

Кафедры стали другими

  В 2003 году по заданию Министерства образования России мы провели первый мониторинг деятельности заведующих кафедрами. Тогда в нем приняли участие около 400 руководителей кафедр из 66 вузов разных регионов страны. Мониторинг высветил немало острых проблем, с учетом необходимости разрешения которых и был построен учебник “Управление кафедрой”.
Но время не стоит на месте. Цель нового мониторинга 2015 года в том, чтобы оценить изменения в составе кафедр, в содержании и приоритетах их деятельности, найти новые возможности дальнейшего повышения эффективности этих ключевых вузовских структур.
Сначала о количестве вузовских кафедр. Их становится меньше. Это результат укрупнения и вузов, и кафедр с целью оптимизации финансовых ресурсов.
Росстат свидетельствует: численность кафедр в государственных и негосударственных вузах в 2013 году составила 28 300, что на 1300 меньше того, что было в 2011 году. Уверен, что эта цифра и дальше будет уменьшаться.
Если в 2003 году численность преподавателей среднестатистической кафедры составляла меньше 13 человек, то сейчас — больше 15. Кафедры укрупняются.
Если в 2003 году кафедр численностью свыше 20 преподавателей было только 9%, то в 2015 году — уже больше 21%.
Процент “мужских” кафедр уменьшился с 17 до 13%, “женских” вырос с 23,5 до 29%, а две трети кафедр в основном смешанные, с равными долями мужчин и женщин.
В 2003 году мы били тревогу: доля преподавателей вузовских кафедр в возрасте до 30 лет составляла всего 3,4%, но сейчас этот показатель и того меньше — 0,6%. Преподавателей в возрасте 31-40 лет было 25,6%, сейчас — 19,3%. Средний возраст преподавателя за эти 10-12 лет вырос с 43,9 года до 45,2 года.
В 2003 году 72,9% заведующих кафедрами назвали свои коллективы сплоченными, в 2015 году — уже 79,6%. Причины здесь разные, в том числе возросший профессионализм руководителей кафедр.
Если в 2003 году неформальными лидерами коллектива назвали себя 64% заведующих, то в 2015 году — 71%.
В целом, среднестатистический портрет сегодняшней вузовской кафедры выглядит следующим образом: численность преподавателей — 15 человек, учебно-вспомогательный персонал — 3 человека, смешанный по полу состав преподавателей, облегчающий руководство кафедрой, возросший уровень сплоченности коллективов и растущий лидерский потенциал заведующих и вместе с тем — настораживающее старение педагогических коллективов.

Кто у руля?

Анализ состава и сложившейся практики руководства кафедрами вузов России уже в 2003 году свидетельствовал о наличии серьезных диспропорций в составе заведующих кафедрами, значительных резервах повышения эффективности использования управленческого потенциала высшей школы.
Согласно данным государственной статистики, средний возраст заведующего кафедрой в 2003 году составлял 54,2 года. В государственных вузах — 55 лет, в негосударственных — 51,8 года.
В 2015 году средний возраст заведующих кафедрами еще более вырос и составил почти 55 лет. Наибольший процент заведующих кафедрами — 32% — оказались в возрасте 51-60 лет, 20,2% — в возрасте 41-50 лет, 16,4% — в возрасте 61-65 лет. Если в 2003 году было лишь 6,5% заведующих кафедрами, возраст которых превышал 65 лет, то в 2015 году возраст более 65 лет имеют 16,4% руководителей кафедр. Молодых руководителей кафедр очень мало: среди опрошенных заведующих кафедрами тех, кто моложе 40 лет, всего 12,7%. Пожилой возраст означает не только опыт, но и тягу к консервативности значительной части руководителей, застарелость методов руководства.
67,5% руководителей кафедрами — мужчины. Интересно: удельный вес женщин, заведующих кафедрами, вырос по сравнению с 2003 годом почти в два раза — сейчас их 32,5%. Отметим, что их средний возраст — 51,3 года, что на пять лет ниже возраста мужчин — заведующих кафедрами.
Научно-педагогический стаж работы в вузах у 52% заведующих кафедрами составляет более 25 лет (в 2003 году заведующих кафедрами с таким значительным стажем педагогической деятельности было 51%). Средний научно-педагогический стаж работы заведующих кафедрами в вузах составляет 23 года.
Еще один интересный момент. Как показывают результаты мониторинга, средний стаж руководства кафедрой в целом по российским вузам составляет 10,2 года. При этом, как и в 2003 году, когда свыше четверти заведующих кафедрами возглавляли свои кафедры менее 3 лет, а менее 5 лет работали в должности 37% заведующих кафедрами, так и в 2015 году: пятая часть опрошенных заведующих кафедрами возглавляют свои кафедры менее 3 лет, а менее 5 лет работает в должности треть заведующих кафедрами. Таким образом, почти треть нынешних руководителей кафедр не имеют солидного опыта руководящей работы в вузе.
В 2003 году больше половины опрошенных заведующих кафедрами (56,7%) говорили о своем стремлении занять более высокую руководящую должность. Последний мониторинг показывает, что две трети действующего управленческого корпуса кафедр (75,1%) не заинтересованы в своем продвижении, а какие-либо амбиции по своему карьерному продвижению имеют менее трети опрошенных заведующих кафедрами. Такие показатели обусловлены, во-первых, высоким возрастом заведующих кафедрами, во-вторых, должность заведующего кафедрой является сегодня наиболее привлекательной для ученого, преподавателя, работающего в вузе, дает возможность проявлять свои организаторские качества и при этом успевать заниматься научной и педагогической деятельностью.
Отметим сравнительно высокий научный уровень заведующих кафедрами. Так, 48,3% из них — доктора наук, профессора, 14,4% имеют степень доктора наук, а звание доцента, 4,7% — звание профессора, но степень кандидата наук.
Со времени предыдущего мониторинга доля заведующих кафедрами со степенью кандидата наук существенно уменьшилась: с 51 до 37%.
Обращаю внимание: три четверти заведующих кафедрами до того, как стать ими, работали рядовыми преподавателями. Это свидетельствует о том, что основная масса заведующих кафедрами пришла на ключевую в вузе руководящую должность, не имея ни опыта управленческой деятельности, ни теоретической подготовки.
Пока еще редко можно услышать о хороших курсах повышения квалификации в сфере внутривузовского менеджмента. Тематика повышения квалификации заведующих кафедрами оказалась связанной с их управленческой деятельностью только у 22,4% опрошенных руководителей, частичную связь отметили 44,6%. Повышение квалификации заведующих кафедрами касалось в основном педагогических технологий, а проблем управления в вузе, как правило, не затрагивало.

Новые приоритеты

Условия рыночной экономики усложнили работу непосредственного руководителя кафедры — ее заведующего, определив и новые приоритеты его деятельности. Среди них отмечу:
— ускорение адаптации в международном экономическом пространстве;
— подготовку таких специалистов, чтобы они могли быть востребованы работодателями, то есть рынком труда;
— инновационные подходы к технологиям обучения;
— повышение значимости результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и студентов при оценке деятельности вуза;
— информатизацию управленческой и образовательной деятельности;
— повышение внимания к подготовке резерва руководящих кадров, профессионализации управления вузами.
Вызовами времени, существенно влияющими и усложняющими деятельность заведующих кафедрами, являются:
— ужесточение требований к оценке эффективности деятельности вузов;
— процессы слияния вузов, создание федеральных университетов, установление статуса национальных исследовательских университетов и придание им на этой основе большей значимости по сравнению с обычными региональными вузами;
— крайне высокий средний возраст заведующих кафедрами, снижающий их организационную и публикационную активность;
— повышение роли женщин-руководителей в управлении вузовскими кафедрами;
— необходимость профессионального управления кафедрами на основе повышения их квалификации, развития профессиональных компетенций, соответствующих современным условиям деятельности вузов.
В 2003 году только 44,3% заведующих отмечали, что на их кафедрах сотрудники участвуют в управлении коллективом. Это говорило о слабом развитии у руководителей кафедр организационных навыков и управленческой культуры. Новый мониторинг показал, что вовлеченность преподавателей кафедры в решение управленческих проблем возросла, уже 86% опрошенных заведующих кафедрами делегируют полномочия своим подчиненным, в том числе 66% заведующих делегируют решение каких-либо вопросов своим заместителям, а 20% предпочитают распределять поручения и делегировать полномочия всем преподавателям кафедры.
70,9% заведующих кафедрами российских вузов считают себя неформальными лидерами на своих кафедрах, 22,6% отметили, что неформальный лидер на кафедре отсутствует, 6,5% заведующих полагают, что таковым является другой преподаватель кафедры. В сравнении с результатами мониторинга 2003 года, удельный вес заведующих кафедрами, которые являются неформальными лидерами на кафедре, увеличился на 7 процентных пунктов, что свидетельствует о повышении репутации или значимости вузовских руководителей в глазах подчиненных.

О профессиональных компетенциях

Сегодня остро стоит вопрос о профессиональной компетентности руководителей, в том числе, конечно, и заведующих кафедрами российских вузов. Нами предложена организационно-управленческая модель качеств и компетенций заведующего кафедрой, в которой наиболее значимой составляющей является профессиональная компетентность.
Организационно-управленческая сфера деятельности — основа работы любого руководителя. Заведующий кафедрой должен охватывать все сферы деятельности научно-педагогического коллектива. Этому критерию соответствует организационно-управленческая классификация, отражающая общие управленческие требования к руководителю в высшем учебном заведении. По нашему мнению, классификация организационно-управленческих качеств руководящих работников высшего учебного заведения должна выглядеть следующим образом:
Профессиональная компетентность. К ней можно отнести наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления кафедрой высшего учебного заведения, знание работы на должности заведующего кафедрой, опыт руководства и участия в научной, педагогической и общественной деятельности.
Деловые качества. К деловым качествам руководящих работников целесообразно отнести: умение принимать стратегические решения, предприимчивость (тактика действий) и личная организованность.
Организаторские качества. Под ними понимаются взаимоотношения с людьми: тяга к лидерству, умение строить отношения с управленческим персоналом, преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами, органами управления, работодателями и СМИ, подбирать кадры, личный авторитет в обществе и в вузе.
Нравственные качества. Это предполагает духовные качества и культуру поведения в обществе.
Политическая культура. К ней относится понимание интересов государства, вуза (факультета, кафедры), личности преподавателя, сотрудника, аспиранта и студента, умение считаться с разными точками зрения.
Работоспособность. Это качество характеризуется способностью к продолжительной и напряженной творческой деятельности на руководящей должности в вузе.
Результаты специального экспертного опроса высококвалифицированных специалистов показали, что профессиональная компетентность для заведующего кафедрой современного высшего учебного заведения — наиболее важный блок его качеств и компетенций, он имеет высший ранг (первый) и наибольший удельный вес в общей модели качеств заведующего кафедрой — 27%. На второе по важности место для заведующего кафедрой эксперты поставили организаторские качества, на третье — деловые качества. Четвертый ранг занимают нравственные качества заведующего кафедрой. Пятый и шестой ранги занимают соответственно политическая культура и работоспособность.
Усложнившиеся условия деятельности вузов России предъявляют возрастающие требования к профессиональной подготовке руководителей структурных подразделений, особенно к их профессиональной компетентности. Под “профессиональной компетентностью” в данном случае понимается наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления вузом, знание работы на конкретной управленческой должности заведующего кафедрой, включающие пять групп компетенций — управленческую, научную, педагогическую, экономическую и правовую.
Структуру профессиональной компетентности заведующего кафедрой, по мнению экспертов, можно представить следующим образом:
Управленческие компетенции: наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления вузом, в частности кафедрой, в организации коллективной учебно-воспитательной, методической и научной работы (ранг 1, самый высокий).
Научные компетенции: наличие знаний в соответствующих сферах науки, способность к организации научных исследований, опыт самостоятельной научно-исследовательской работы, высокая публикационная активность (ранг второй).
Педагогические компетенции: наличие педагогических знаний и умений, опыт педагогической деятельности, способности применять инновационные образовательные технологии (третий ранг).
Экономические компетенции: наличие экономических знаний, умение пользоваться экономическими методами руководства, способность и опыт зарабатывания средств в вузовских условиях (четвертый ранг).
Правовые компетенции: знание хозяйственного, трудового и других видов права, нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования, умение использовать эти знания (пятый ранг).
Настораживает то, что, по оценкам участников мониторинга, в трети вузов проблемами подготовки кадрового резерва не занимаются (в 2003 году такая оценка охватывала 47% вузов). А это означает одно  — на должность заведующих кафедрами могут приходить недостаточно подготовленные для этой деятельности люди.
В целом можно сказать, что последние 10 лет внесли существенные изменения в состав, характер и приоритеты деятельности заведующих кафедрами российских вузов.
В реальной жизни ученого-преподавателя, выполняющего обязанности заведующего кафедрой, оценивают по его организационно-управленческим качествам, по показателям работы коллектива кафедры, по показателям публикационной активности как самого заведующего кафедрой, так и ее преподавателей.
Важная цель, стоящая перед руководителями любого вуза, — формирование модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов (ректор, проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители функциональных подразделений) управления высшим учебным заведением и его основными функциональными направлениями деятельности (образовательный процесс, научная работа, воспитательная работа, экономическое и правовое обеспечение).
В одной статье трудно, конечно, задеть все проблемы кафедрального менеджмента, требования к организации учебного процесса, научной работы, работе с персоналом, воспитательной работе, экономическому обеспечению работы кафедры… Эти и другие проблемы будут рассмотрены в специальной монографии “Заведующие кафедрами вузов России: ступени роста”, которая в начале 2016 года выйдет в свет в Москве в научно-издательском центре “ИНФРА-М”.

Фото предоставлено С.Резником

Нет комментариев