От басмати до индики

Рис начали окультуривать трижды в разных местах в Азии, а не единожды в Китае — об этом свидетельствует сравнительный анализ ДНК растения, проведенный британскими учеными. Подробности — в New Scientist.

Родиной богатого клейковиной риса действительно является Южный Китай, долина реки Янцзы, но другие современные сорта растения вида Oryza sativa, такие как басмати, ведут свою историю от двух других событий, знаменующих начало культивирования этого популярного злака. Одно имело место в Гималаях, а второе — южнее, на Индийском полуострове. На это указало недавнее исследование, которое провели ученые из Манчестерского университета (University of Manchester). Как сообщает New Scientist, Петер Цивань (Peter Civáň) с коллегами, сопоставив последовательности ДНК 1083 сортов современного риса с 446 образцами, полученными из дикого риса, собранного в разных местах в Южной Азии, отследили историю культуры до трех исходных типов. Предпочитаемый в Японии липкий сорт “японика”, который происходит из срединной части долины Янцзы, прежде считался родоначальником всех современных сортов Oryza sativa, но группа Циваня установила, что длиннозерный рис индика происходит из долины стекающей с Гималаев реки Брахмапутра, тогда как родиной засухоустойчивого риса ауса оказалась территория современных Индии и Бангладеша. “Мы показали, что имело место не одно, не два, но три окультуривания риса в Азии, — цитирует Циваня New Scientist. — Ароматные сорта, такие как басмати, возникли из гибридов японики и ауса”.
В исследовании манчестерских ученых разные события, начинающие отсчет окультуриванию риса, датированы в интервале между 9 тысячами и 10 тысячами лет назад, хотя вопрос о том, кто этим занимался в каждом случае — охотники-собиратели или ранние земледельцы, остается без ответа. По мнению Майкла Пуругганана (Michael Purugganan) из Нью-Йоркского университета (New York University), “разные подходы к истории культивирования риса приведут к разным выводам”. В 2011 году группа под руководством Пуругганана опубликовала исследование, в котором утверждалось, что рис начали окультуривать лишь однажды. Американский эксперт считает, что участки ДНК, которые анализировал Цивань с коллегами, могут представлять собой искаженную историю культуры и что изучение нейтральных генетических последовательностей может воссоздать иной ход событий. “Наше знание никогда не бывает окончательным”, — отвечает оппоненту Цивань. Цель работы его группы — выявление вариантов генов, с помощью которых можно будет создать новые твердые сорта культивируемого риса с улучшенными вкусовыми качествами. “Было бы интересно увидеть другие генетические данные, которые подтвердили бы наши выводы или проникли бы в более глубокую историю окультуривания риса”, — говорит британский генетик.