Бесценные гены

Число генов, без которых нам не жить, — 3230, к такому заключению пришли генетики, подсчитывающие вариативность человеческого генома. Об этом сообщает издание ScienceNOW.
Около 15% из 20 000 генов человека настолько критичны для нашего существования, что изменения в них способны убить нас еще до рождения. Изу­чение этих консервативных детерминант позволит лучше понять генетическую подоплеку человеческих заболеваний. Учитывая, как важно знать роль того или иного гена для выяснения генетической основы болезни, полученные данные “бесценны”, сказал в комментарии для ScienceNOW Кари Стефансон (Kári Stephánsson), генетик-невролог из исландской биофармацевтической компании deCODE. В исследовании, о котором идет речь, генетики под руководством Даниэля МакАртура (Daniel MacArthur) из Института Эли и Эдит Броуд в Массачусетсе (Broad Institute of the Massachussetts Institute of Technology and Harvard University) провели сравнительный анализ кодирующих белки участков геномов (они называются экзомами) 60 тысяч человек. Это в 10 раз больше, чем в прежних работах такого рода. Массачусетские исследователи получили в свое распоряжение базы данных по экзомам из лабораторий разных стран. Среди проанализированных генов ученые обнаружили 10 миллионов вариантов одних и тех же генов, различия в последовательностях ДНК в пределах гена отличают одного человека от другого. Группа МакАртура подсчитала, сколько вариантов мог бы иметь каждый ген, если бы такие изменения случайно возникли, а затем ученые сравнили это число с числом вариантов фактически обнаруженных для каждого гена. В результате получилось, что у 3230 генов вариации либо вообще не наблюдаются, либо по сравнению с ожидаемым они намного слабее изменений, которые могут привести к поломке гена.
Эти данные предполагают, что всякий раз, когда какой-либо из таких генов мутирует, эмбрион погибает либо человек — носитель мутации не оставляет потомства, а потому этот генный вариант исчезает. “Гены, для которых нет вариантов, должны определять решающую для организма биологическую функцию”, — поясняет молекулярный биолог из Университета Содружества Виргинии Пинг Сю (Ping Xu), который ранее обнаружил существенные для жизнедеятельности гены у бактерий и мышей. Многие из выявленных МакАртуром с коллегами строго необходимых генов человека связаны с критическими клеточными процессами, такими как, например, сборка белковых молекул на рибосомах. По мнению генетика Давида Гольдштейна (David Goldstein) из Колумбийского университета (Columbia University in New York City), 3230 — это еще не все существенные генетические элементы человеческого организма, должны быть важны также вариации ДНК, находящейся между генами и играющей регуляторную роль.