Простым хорошим словом. Говорить о науке тоже наука.

Борьбе с лженаучными течениями и фальсификацией научных знаний пора придать новый импульс. Таков был лейтмотив пресс-конференции, в которой приняли участие представители Минобрнауки, факультета журналистики МГУ и Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

— Влияние науки на государственные решения огромно, и, безусловно, обществу необходима грамотная популяризация научных знаний, — отметил директор Департамента науки и технологий Минобрнауки РФ Сергей Салихов. По его словам, растет количество лженаучных теорий, которые дезориентируют общество, молодежь и подчас представляют угрозу национальной безопасности.
Поэтому, сказал С.Салихов, министерство пестует несколько проектов, которые направлены именно на популяризацию научных знаний. Это и Всероссийский фестиваль науки, и учрежденная министерством премия “За верность науке”, а также различные молодежные научные форумы. “Большое внимание Минобрнауки уделяет научно-популярным проектам с ТАСС, газетой “Поиск”, с другими изданиями”, — отметил глава департамента. В министерстве решили, что к борьбе с лженаукой пора подходить еще основательнее, и предложили сформировать на базе МГУ Школу научной журналистики. Возьмется за это, конечно же, журфак, о чем на пресс-конференции сообщила декан Елена Вартанова.
Отвечая на вопрос корреспондента “Поиска”, не может ли реструктуризация РАН и перспективы перехода научных исследований в лаборатории, субсидируемые частным бизнесом, сыграть на руку лженауке, Сергей Салихов сказал:
— Серьезные исследования всегда были сосредоточены в институтах РАН. Сегодня у академии есть уникальный шанс: впервые законодательно на нее возложена экспертная функция. Думаю, что эти изменения пойдут на пользу и в смысле борьбы с лженаучностью, ведь у академии есть право влиять на государственные научные программы.
Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Владимир Сурдин был эмоционален.
— Достали те, кто, пользуясь авторитетом науки, пытается делать свой маленький бизнес или выращивать свое внутреннее “я”, те, кто под сурдинку проталкивает за государственный счет свои нереальные проекты, — воскликнул он.
Сегодня интересы Комиссии по борьбе с лженаукой сместились из области естественных наук, “где все довольно четко, понятно, и все можно вывести на чистую воду”, в область сложных социальных явлений, уточнил В.Сурдин. Например, в область медицины. Ученый считает, что лженаука плодится, в том числе, из-за низкого уровня научных кадров. Поэтому нужно просвещать население в целом и взращивать новое умное поколение.
Владимир Сурдин откровенно оценил работу комиссии: “Иногда бывает эффективной, но чаще нам не удается ничего добиться. Мы же общественная структура. Работают уже немолодые люди. И работают даром, на общественных началах…” Он призвал активнее изучать бюллетени Комиссии по борьбе с лженаукой, чаще заглядывать на сайт.
Декан факультета журналистики Елена Вартанова считает, что в своих рядах академическое сообщество в состоянии самостоятельно разобраться с этой проблемой. А вот простых людей и государственных мужей ограждать от лженауки нужно.
По мнению Елены Леонидовны, необходимо вернуться к доверительным отношениям между учеными, журналистами и обществом. Наука должна доноситься до людей “простым хорошим словом, и тогда лженаука будет повержена”. Декан призвала идти в общеполитические СМИ, к массовой аудитории, к широкой дискуссии, популяризации научных знаний. А для этого необходимо довести до журналистов своего рода ноу-хау лженауки, вырастить молодых журналистов, которые будут писать о позитивном образе российской науки, о ее влиянии на общество.
По просьбе корреспондента “Поиска” Елена Вартанова рассказала о Школе научной журналистики (ШНЖ):
— Школьнику, пришедшему на факультет, вопросы научной журналистики еще не по силам. Нам стало очевидно, что сегодня нужно вернуться к советской системе, когда брали склонных к журналистике людей с фундаментальным образованием в определенных областях и из них уже выращивали научных журналистов. Открывая ШНЖ, мы хотим вырастить из нее хорошую магистерскую программу. Целевая аудитория такой школы — это физики, биологи, химики, то есть люди, имеющие профильное, минимум бакалаврское, образование в определенной области. ШНЖ — для более взрослых и более мотивированных. Фактически это вторая ступень высшего образования.
В борьбе с научным фальсификатом поможет и чтение. Профессор философского факультета МГУ, член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Валерий Кувакин презентовал свою книгу-учебник “Не дай себя обмануть. Введение в теорию практического мышления”. Это одно из первых в России учебных пособий по критическому мышлению и ориентации в современном информационном пространстве. Довольно объемистое издание посвящено инструментам самообороны от традиционных и новейших форм обмана.

Андрей СУББОТИН
Фото автора

Нет комментариев