Комариный драйв

Метод редактирования геномов позволил создать комаров, которые будут распространять в дикой популяции устойчивость к малярии. С подробностями — The Scientist.
О мутантных комарах, которые могут искоренить малярию в некоторых частях земного шара благодаря своей устойчивости к паразиту — возбудителю заболевания, ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне (University of California, Irvine) сообщили в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Люди заражаются малярией от комаров, в которых поселился паразит Plasmodium falciparum, таким образом, генетическая устойчивость к паразиту у всех комаров может оградить от инфекции и человека. По оценкам руководителя исследования молекулярного биолога Энтони Джеймса (Anthony James), выпуск устойчивых к плазмодию комаров вида Anopheles stephensi в окружающую среду положит конец 30-летним усилиям по генетической модификации насекомого-переносчика для искоренения малярии. С этой целью Джеймс с коллегами создали специальный молекулярный инструмент. Разрабатываемый ими на протяжении почти 10 лет метод должен был обеспечить сохранение гена устойчивости к малярийному плазмодию в дикой популяции комаров. Успех пришел с объединением усилий группы Джеймса с биологами из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego) Этаном Биром (Ethan Bier) и Валентино Гантцем (Valentino Gantz), которые добились распространения некоего редактированного гена во всей популяции дрозофил. Для этого они применили систему редактирования генов CRISPR-Cas9.
Бир и Гантц ввели плодовым мушкам гены, кодирующие компоненты системы, которые были сконструированы для внесения специфической мутации. Система CRISPR-Cas9 скопировала эту мутацию с одной хромосомы на парную, что и обеспечило повышенную частоту распространения мутации у потомков. При следовании природным законам наследования мутацию получила бы лишь половина потомства. Джеймс использовал эту же систему редактирования в комарах для внедрения двух генов, которые, как было показано в его предыдущей работе, обусловливают устойчивость к малярийному патогену. В результате комары передали модифицированные гены более чем 99% своего потомства, и, как установили авторы, все гены во втором поколении работают. Это явление получило название генного драйва. По словам Кеннета Ойе (Kenneth Oye), эксперта по оценке достижений синтетической биологии, профессора Массачусетского технологического института (MIT), подобные технологические прорывы опережают регуляторные и регламентирующие дискуссии. Стремительное распространение мутантных генов в дикой популяции благодаря генному драйву может повлиять на всю экосистему. В этом опасность предлагаемого метода.