Повелители крылатых. Российских энтомологов ценят в мире.

Известный международный журнал о фауне CheckList, издаваемый в Бразилии, опубликовал статью доцента кафедры экологии, биохимии и биотехнологии биологического факультета Алтайского госуниверситета доктора биологических наук Романа Яковлева под названием “The Cossidae (Lepidoptera) of Mongolia” — “Древоточцы Монголии”.
Это не первый труд Романа Викторовича, посвященный насекомым соседней страны. В 2009 году он в соавторстве с коллегами из Украины и Венгрии опубликовал книгу “Дневные бабочки Монголии”. Барнаульский ученый — ведущий в мире специалист по семейству бабочек-древоточцев, являющихся одними из опаснейших вредителей сельского и лесного хозяйства, особенно в тропических регионах. Романа Яковлева ежегодно приглашают в качестве консультанта по данной группе насекомых в различные страны мира.
“На земном шаре до сих пор есть места и территории, которые плохо изучены, — рассказывает энтомолог. — Например, Монгольский Алтай, самый богатый в плане биологического разнообразия регион Монголии. Дело в том, что он находится в приграничной зоне сразу трех государств. И, тем ни менее, нам удалось достичь беспрецедентных результатов в изучении флоры и фауны этих мест. Там с 1999 года работают экспедиционные отряды Южно-Сибирского ботанического сада АлтГУ. Исследование биологического разнообразия Большого Алтая (российского и монгольского) — тот участок науки, где мы имеем неоспоримое превосходство над другими вузами мира”.
Ученые российского университета обнаружили в Монгольском Алтае уже около 50 видов бабочек, в том числе 20 — принципиально новых для науки. Три вида из семейства древоточцев были названы в честь сотрудников АлтГУ: доктора биологических наук А.Шмакова (Cossus shmakovi) и кандидатов биологических наук П.Устюжанина и П.Косачева (Gobibatyr ustjuzhanini и Chingizid kosachevi (на снимке)).

Алексей КОЗЕРЛЫГА

Именем заведующего кафедрой экологии и систематики беспозвоночных животных биолого-почвенного факультета Воронежского госуниверситета, профессора Олега Негробова назван новый вид насекомых, открытый доктором Стефаном Наглисом из Швейцарии и чешским ученым Мирославом Бартаком. Статья с описанием вида Sciapusnegrobovi вышла недавно в одном из ведущих международных биологических журналов “Zootaxa”.
Это не первый такой случай. Ранее именем воронежского ученого было названо два новых для науки рода: Olegonegrobiva, включающий семь видов из Африки, и Negrobovia, включающий три вида из Австралии и десять видов с Кавказа, из Хабаровского края, Монголии, Конго, Узбекистана, Румынии, Австрии и Сингапура.
На Земле насчитывается 1,5 миллиона видов насекомых. Они поделены на группы, по каждой из которых есть специалисты международного уровня. Олег Негробов является мировым экспертом в области двукрылых насекомых — их на Земле существует примерно 150 тысяч видов. Ученый ВГУ специализируется на изучении и описании двукрылых-долихоподид (в переводе — длинноножки). Он опубликовал более 940 научных, учебных и методических работ, в том числе более 20 монографий и глав монографий.
— Долихоподиды — хищники, они уничтожают короедов, комаров, являются биоиндикаторами уровня загрязнения среды. Представителей этого семейства в мире насчитывается 7,5 тысячи видов, из них мной описаны 470 новых для науки видов. В данный момент у меня в обработке (описание, создание рисунков) находятся коллекции из Японии, Швейцарии, Финляндии и Болгарии. В процессе обмена с зарубежными музеями и институтами я получаю экземпляры из Южной Америки, Австралии, Африки, Англии и многих других стран. Фонд нашей кафедры на данный момент состоит из 500 тысяч экземпляров насекомых: есть бабочки, стрекозы, пауки, представители гидробиологических видов и более тысячи видов мушек-долихоподид. После коллекций в Москве и Санкт-Петербурге воронежская — самая крупная в России.

Пресс-служба ВГУ