Дозы небулайзера. Сибирские ученые вооружают фармацевтов.

Так же, как и в Москве, об успехах в разработке лекарств шла речь и на научной сессии Общего собрания Сибирского отделения РАН. Один из проектов, как это часто бывает в СО РАН, был интеграционным. Ученые Новосибирского института органической химии и Института химической кинетики и горения разработали уникальную установку, генерирующую сухие частицы лекарственных средств размером до 10-100 нанометров.
Внешне небулайзер (так называется прибор) напоминает сигарету, главный эффект которой — многократное снижение дозы лекарств, необходимой для достижения терапевтического эффекта. Например, у популярного противовоспалительного средства ибупрофена традиционная форма достигает цели за 40 минут, ингаляционная — за 20. В первом случае продолжительности действия хватает на 4-6 часов, во втором — на 27. Мобильный аппарат можно применять амбулаторно. Стоит отметить, что разработка сибиряков уникальна — в настоящее время на рынке существуют небулайзеры, продуцирующие частицы размером от 200 до 500 нанометров, часть которых вообще не доходит до нужной зоны в организме.
Ученые НИИ фундаментальной и клинической иммунологии рассказали о методах лечения онкологических и вирусных заболеваний с помощью дендритных клеток. Дендритные клетки — часть иммунной системы человека, с которой и начинается ответ организма на внешнее воздействие, именно они определяют мишень для работы Т-лимфоцитов (клеток-киллеров). Исследователи смогли модифицировать дендритные клетки таким образом, чтобы добиться адресного воздействия на опухоли и возбудители различных заболеваний.
Были проведены клинические испытания вакцины на основе дендритных клеток. Иммунотерапия применялась в комплексном лечении пациентов с раком молочной железы после или на фоне химиотерапии. Во время введения лекарства и 24 часов последующего наблюдения пациенты не испытывали нежелательных эффектов. В период от 6 до 12 месяцев после эксперимента ни один из них не обращался в лечебное учреждение с жалобой на то, что заболевание прогрессирует. Кроме того, в три раза увеличилась способность иммунокомпетентных клеток убивать опухолевые. Созданные сходным образом вакцины также были испытаны на больных вирусным гепатитом В, результаты показали, что они полностью подавляют репликацию вируса у 22% пациентов и нормализуют биохимические показатели у 50% больных.
— Однако чтобы внедрить такие методы в России, необходимо принять закон о клеточных технологиях, организовать производство соответствующего оборудования, открыть ряд центров клеточных технологий в крупных городах и подготовить врачей новой специальности, — считает директор НИИ фундаментальной и клинической иммунологии академик РАМН Владимир Козлов.
Новые лекарства нужны не только людям — созданные в Институте экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока препараты намного эффективнее помогают при серьезных заболеваниях коров и, что немаловажно, гораздо дешевле зарубежных аналогов. Ветеринары уже протестировали целый ряд наименований. Так, “Мастигом” предназначен для лечения мастита (воспаления молочной железы) у коров. При акушерско-гинекологических заболеваниях помогает “Оваринин” — в зависимости от недуга это лекарство имеет эффективность не менее 80, а в некоторых случаях — до 100%. Еще одна разработка под названием “Керавит” используется в борьбе с кератоконъюнктивитом — инфекционной болезнью, характеризующейся слезотечением, помутнением роговицы и слепотой.
— Отечественные ветеринарная фармакология и биотехнология имеют достаточно научно обоснованных разработок, лекарственных средств и методов, способных заменить антибактериальные препараты, — убежден директор Института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока доктор ветеринарных наук Николай Донченко. — Применение наших идей позволяет получить экологически безопасную продукцию животного происхождения и снизить затраты на обеспечение продовольственной безопасности.