В четыре руки. Хирурги сыграли с роботами.

Картина впечатляющая и непривычная: вместо готового к священнодействию хирурга в маске, перчатках и со скальпелем в руке рядом с операционным столом, где уже находится пациент, расположился… робот, внушающий уважение своим солидным видом. Теперь резать и зашивать больного будут надежные механические руки — и не две, а четыре. Конечно, хирург как был “бог и царь” операционной, так им и остался: хотя машина и оттеснила его куда-то на задний план, но именно он управляет роботом. Таковы возможности дистанционной телехирургии.
Хирург наводит камеру, встроенную в консоль, на то место на теле больного, где будет произведена операция. Он смотрит на экран и приводит в движение захваты, или “руки”, робота. В одной из них находится оптическая система — “глаз”, дающая трехмерное изображение места операции с десятикратным его увеличением. А три “руки” только и ждут команды, чтобы пустить в дело инструменты: скальпель (или ножницы), приспособление для захвата тканей и, наконец, иголку, чтобы в самом конце действа зашить разрез (на консоль устанавливают до 40 его типов). Причем консоль, которой управляет хирург, может находиться не рядом с операционным столом, а совсем в другом помещении и даже за несколько тысяч километров.
Для справки. Идея создания роботизированного хирургического комплекса родилась в… Американском космическом агентстве (NASA). Там однажды задумались: вдруг во время пребывания на орбите астронавтам потребуется неотложная хирургическая помощь? И решили создать аппаратуру, транслирующую изображение больного органа космонавта, нуждающегося в хирургическом вмешательстве, на Землю, чтобы оказать срочную медицинскую помощь непосредственно на корабле. Так был разработан специальный хирургический робот, которым опытные медики управляли на Земле. И в 1985 году специалистам была представлена первая хирургическая роботическая система — Puma 560. Позже было сделано еще несколько манипуляторов и систем. Их освоение дало отличные результаты, в частности, позволило в два раза сократить реабилитационный период.
А в операционной клиники урологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова комплекс роботов появился в начале 2015 года. Рассказывает кандидат медицинских наук Евгений Шпоть (на снимке):
— Поначалу хирурги отнеслись к машинам с некоторым скептицизмом, но со временем отношение изменили — оценили неоспоримые их преимущества. Робот-хирург не знает, что такое усталость, он всегда спокоен, у него ровное настроение и никогда не дрожат руки. Работает машина очень точно и — немаловажное обстоятельство! — всегда молча. Выполняя команды хирурга, она делает свое дело в одних случаях быстро, в других медленно, останавливаясь лишь для того, чтобы ассистенты сменили инструмент. За счет скорости и точности движений операции теперь занимают заметно меньше времени, а их качество выросло на 15-20 процентов.
Меня часто спрашивают: неужели металлический захват может заменить подвижную и чувствительную руку хирурга? Отвечаю: еще как может! Благодаря манипуляторам робот со скальпелем обладает несколькими степенями свободы и выполняет такие движения, которые не по силам человеческой руке, так что его микроразрезы мы просто не в состоянии повторить. Однако и самая надежная техника дает сбои, и в мировой практике такие случаи действительно были, но в нашей клинике почти за год работы ничего подобного не происходило. Хотя на крайний случай у нас есть запасной робот, который всегда можно подключить. И все же даже эта, казалось бы, идеальная техника имеет минус: нет обратной связи между инструментом и руками хирурга. Попросту говоря, управляя роботом, я не ощущаю того, что делаю. Да, вижу: он все делает правильно, но руки не получают подтверждения — ведь контроль лишь визуальный. Поэтому нередко возникает опасение: как бы движения металлического манипулятора не повредили ткань.
Чтобы работать с этой умной техникой, хирурги проходят специальный курс обучения, состоящий из нескольких этапов и всевозможных тренингов. Он занимает около года. Считается, что любой хирург в состоянии управлять этой уникальной аппаратурой. В нашей стране используется чуть больше 20 роботизированных комплексов. Роботы в нашей клинике служат около года и, по мнению хирургов, полностью соответствуют мировому уровню.

Юрий Дризе
Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев