Чтобы не сесть на брюхо. Виртуалистика помогает избежать ошибок.

Богатейший наш язык постоянно пополняется новыми словами и выражениями. Один “когнитивный диссонанс” чего стоит! Звучит красиво, жаль только непонятно. К числу прочих “шедевров” можно отнести и парадоксальную “виртуальную реальность”, и саму “виртуалистику”. Четкого определения последней найти не удалось. Одни специалисты называют ее комплексной научной дисциплиной, находящейся на стыке нескольких наук и изучающей проблемы виртуальности и виртуальной реальности. Другие именуют научным подходом. Третьи считают, что она — дитя информационных технологий и только. Все про нее знает руководитель исследовательской группы “Виртуалистика” Института философии РАН кандидат медицинских наук Михаил Пронин. Недавно вышла в свет его книга “Виртуалистика в Институте человека РАН”.

— Виртуалистика — это направление научно-философской мысли, — объясняет Михаил Анатольевич. — Специалисты, работающие в мире информационных технологий, подразумевают под этим виртуальную реальность (ее могут создавать очки 3D и виртуальный шлем) и считают, что до появления компьютеров и Интернета ее и в помине не было. Я же убежден, что виртуальная реальность существовала всегда — ведь у человека есть собственный внутренний мир, некое личностное пространство, включающее его взгляды и предпочтения. И если бы не “природная виртуальность человека”, то не было бы и информационных технологий виртуальной реальности. Но когда я спрашиваю специалистов по цифровым и интернет-технологиям, согласны ли они с этим, им, как правило, становится неинтересно. Главное, считают они, сделать привлекательной для человека жизнь в цифровом мире, предоставив ему как можно больше возможностей выбора, а что при этом происходит с психикой человека, что творится в его внутреннем пространстве — не их дело, и вообще мало кого интересует.
Родоначальники виртуалистики — Николай Александрович Носов и Олег Игоревич Гинесаретский, известный российский философ, культуролог и методолог. Их совместная публикация в 1986 году о виртуальных событиях в работе операторов положила начало виртуалистике. Основоположником же ее считается Николай Носов — психолог и исследователь. В 1992 году он организовал Центр виртуалистики в академическом Институте человека (в 2005 году он вошел в состав Института философии РАН) и разработал ее современные философские, теоретические основы.
— Так откуда все-таки пошла виртуалистика?
— Из авиационно-космической медицины. Однажды Носова попросили разобраться в причине ошибок военных летчиков. Ситуация казалась необъяснимой: пилот готовится к посадке, собирается выпустить шасси, о чем и сообщает руководителю полетов, а вместо этого лишь проверяет положение закрылок. Что-то нарушалось в его внутреннем пространстве, в связке “подумал — сделал”. А самолет между тем садится “на брюхо”. Объяснение, что летчик, мол, просто “забыл” (так природа этого непонятного случая описывается в литературе и сегодня), Носова не удовлетворило, а знаний, почерпнутых на психологическом факультете МГУ, явно было недостаточно. И он стал проводить эксперименты, обобщать и анализировать результаты. В итоге появилась работа “Ошибки летного состава. Психологические проблемы” (1990 г.).
— И к чему он пришел?
— Если для стороннего наблюдателя этот случай выглядит как рядовая “перепутанность” — вместо одного действия (намерения выпустить шасси) пилот выполнил другое (проверил закрылки), то, на самом деле, если обратиться к его внутреннему плану, все объясняется невозможностью отличить одно действие от другого. Дело в том, что у человека есть зона психики, которую он не в состоянии контролировать. И в обыденной жизни подобный феномен “неразличения” также встречается. Когда человек, например, неожиданно обознался или оговорился, но не осознает этого, как будто бы все сделал правильно. Так Носов обнаружил ошибки, природа которых лежит в особых свойствах внутреннего пространства человека. Виртуалистика занимается изучением глубинных свойств этого пространства и относится к фундаментальной науке, в частности к философии, поскольку обыденным восприятием данная область психики человека осмыслена быть не может. Потому и “не интересна” ИT-специалистам, так как им непонятна природа человека.
— В своей книге вы называете виртуалистику научным подходом. Так к чему она “подходит”?
— Она подходит ко многим видам деятельности человека, где велика цена социальной ошибки. А в жизни конкретного человека она полезна в момент выбора судьбоносного решения: это надо понимать буквально. Потому что виртуалистика изучает внутренние психологические реальности, пытается осмыслить то, как мы думаем, как принимаем решения, и тем самым помогает человеку познать свою природу и избежать ошибок и всяческих перепутанностей. Уже появились приборы, облегчающие молодым людям выбор профессии, например “Эгоскоп”. Он измеряет психофизиологические характеристики реакций человека: эмоциональную, интуитивную и рациональную компоненты. Делается это так. Испытуемый на планшете решает задачу или делает два рисунка: один — на волнующую его тему, другой — на обыденную, ясную и понятную, а прибор фиксирует его реакции. Сравнение “человека определившегося” и “человека выбирающего”, или запутавшегося, помогает испытуемому и его консультанту найти точку преткновения и сделать правильный выбор.
Виртуалистика может облегчить лечение различных психосоматических болезней, например бронхиальной астмы. Мы знаем, как начинается эта тяжелая болезнь, какой психологический механизм ее запускает, и разработали метод его “размонтирования”. Иными словами, ищем ключ к идиопатическим заболеваниям (неясного происхождения), к которым относится бронхиальная астма, чья природа до конца непонятна. Это и различные зависимости, например алкоголизм, наркомания, игровые. В причинах алкоголизма эмоции играют роль пускового механизма и побуждают, подталкивают человека к запою. Порой ему бывает достаточно встретить или даже просто вспомнить одного из своих собутыльников, чтобы сорваться и уйти в запой.
Наши специалисты занимаются изучением таких асоциальных проявлений, как клептомания. Анализируют подвижки во внутреннем психологическом пространстве серийных убийц и маньяков. В их психике есть нечто такое, с чем они не в состоянии справиться, не могут, в частности, управлять своим сознанием. Воля их подавлена, и мания берет верх. Виртуалистика выявляет причины всех этих случаев, пытаясь разобраться в “наитончайших” действиях мозга, его подсознании. И находит во всех перечисленных нарушениях единый механизм — универсальный для любой зависимости: химической, компьютерной, асоциальной и пр. Об этом механизме, истории его изучения рассказывает моя книга.
Виртуалистика помогает разобраться и с работой сознания: различными реакциями и рефлексами. Это действительно сложная материя. Мы в сердцах говорим ребенку: “А ты подумал, прежде чем сделать?!”, имея в виду: “Ты умеешь управлять своими желаниями?” или “Подумал ли ты о последствиях?”. Хотя понять, осознать формулу “хочу-могу-должен” многие молодые люди в состоянии лишь после 21-23 лет, по мере накопления необходимого жизненного опыта и навыков, когда укрепляются их сознание и воля. Она и управляет реакциями “хочу-могу-должен”.
— Востребованы ли ваши исследования?
— Да, отдельными специалистами и практиками. Чаще всего к нам за помощью обращаются самые разные люди, когда оказываются в тупике и не знают, как из него выбраться. Медики, скажем, уверены, что все делают правильно, и не понимают: почему при практически одинаковых условиях один больной выздоравливает, а другой — нет? одна операция проходит успешно, другая — нет? Мы их успокаиваем: вы все делаете правильно, но надо учитывать особенности психики человека. Врачам необходимо освоить психологическую работу с пациентом. И, самое главное, помочь человеку страдающему разобраться с самим собой, научить его, что конкретно ему нужно делать, чтобы, например, избежать приступов бронхиальной астмы. Чтобы больному выздороветь, и ему самому, и врачу надо по-другому взглянуть на самих себя. Поскольку “действует феномен неразличения”, большинство больных самостоятельно справиться с такой задачей не может.
В наших работах заинтересованы и специалисты, занимающиеся созданием систем управления сложными процессами. В первую очередь, пультов контроля крупных производственных комплексов, например электрических сетей. Перед ними задача: какие именно данные из всего огромного перечня информации, параметров необходимо вывести на табло, чтобы перед глазами операторов предстала объективная картина всего происходящего и они могли принимать взвешенные решения? Виртуальный подход облегчает проблему как проектирования, так и профилактики ошибок восприятия у операторов. Фактически виртуалистика изучает погрешности, допущенные специалистами, и помогает находить всевозможные способы, как их избежать. Чтобы представители самых разных профессий не попадали в затруднительное положение, когда думали одно, а делали совсем другое.
Лично я занимаюсь и управленческим консультированием. Помогаю руководителям оптимизировать свою работу, делая ее более эффективной. Подсказываю, каких сотрудников им брать никак нельзя, поскольку точно не справятся, и не потому, что им не хватает квалификации, а каких надо. В первую очередь тех, кто обладает позитивным мышлением. Они “думают, как сделать лучше”, а не заранее пасуют, считая, что добиться этого вряд ли возможно. Предпочтение нужно отдавать оптимистам с устойчивой психикой, умеющим радоваться жизни. Виртуальный подход может помочь сформулировать перспективы развития организации. Подскажет, как сотрудники воспринимают новое и как оно утверждается в их внутреннем пространстве, какие точки преткновения при этом обнаруживаются и как их устранить. Помогает преодолевать стереотипы мышления и восприятия нового, как бы раздвигая перспективы сознания.
И все же, по моему глубокому убеждению, виртуалистика необходима далеко не всем. Тем, например, кто действует по принципу “лишь бы как” — она не нужна вовсе. А нужна новатору, тому, кто идет по целине и преодолевает бурелом. Предназначается людям ищущим, мыслящим нетривиально, анализирующим себя и свои поступки — они вынесут из знакомства с ней, уверен, много полезного. Главное, что таких людей много.

Юрий Дризе
Фото предоставлено М.Прониным

Нет комментариев