Без заторов. Российско-германские научные связи продолжают крепнуть.

Говорят, любви с первого взгляда не бывает. Однако команда Представительства Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) в России готова на эту тему поспорить: по крайней мере, удачно сложившиеся в уходящем году отношения с Российским научным фондом (РНФ) здесь в шутку называют именно так. Но обо всем по порядку…
Накануне праздничных каникул корреспондент “Поиска” встретился с главой московского офиса DFG доктором Йорном Ахтербергом, чтобы подвести итоги работы   организации в России в уходящем году и обозначить планы на ближайшее будущее. Наш первый вопрос был связан с ключевыми событиями 2015-го.

— Безусловно, к ним следует отнести 20-летие партнерства с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), широко отмечавшееся в июне, — рассказывает господин Ахтерберг. — Без наших уважаемых коллег из этого фонда гармоничного сотрудничества не выстроить.  На юбилей приезжал наш президент — Петер Штрошнайдер, были приглашены все друзья и партнеры, ученые, которых мы совместно поддерживаем на протяжении этих 20 лет. Работа с РФФИ — проверенное временем сотрудничество.
В целом же, итоги года, которыми мы очень довольны, кратко можно обозначить так: отпраздновали юбилей с одним партнером (РФФИ), заключили договор с другим (РНФ) и открыли несколько совместных конкурсов (с Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и РФФИ  продолжаются наши конкурсы на постоянной основе, с РНФ запустили новый на базе подписанного в 2015 году соглашения о сотрудничестве). Кроме того, с начала этого года мы поддерживаем  крупный проект TRR 160 по созданию первого международного научного центра в области спинтроники в Санкт-Петербурге. Он выделяется своим масштабом: в нем задействовано более 150 ученых с обеих сторон (включая специалистов СПбГУ, Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе РАН, университетов Дортмунда, Бохума и Падерборна). РФФИ софинансирует несколько исследовательских проектов на конкурсной основе в рамках TRR 160. Помимо вышеупомянутых конкурсов с фондами мы в этом году также открыли конкурс совместных научных проектов с СПбГУ.
К другим знаковым моментам можно отнести лекцию лауреата премии им. Готфрида Вильгельма Лейбница профессора кафедры истории Древнего мира Университета им. Гёте (Франкфурт-на-Майне) Хартмута Леппина. Лекция была  организована DFG совместно с РГНФ в стенах Российского государственного гуманитарного университета. Мероприятия такого формата существуют в России с 2012 года, но  раньше мы проводили  их лишь нашими собственными силами. В уходящем году было решено открыть новый цикл лекций лауреатов премии им. Лейбница, теперь уже совместно с РГНФ. Премия им. Лейбница — престижная научная премия, ежегодно присуждаемая DFG, это самая крупная научная премия в Германии и одна из крупнейших в Европе. Профессор Леппин получил премию в этом году за свои исследования в области античной истории и истории христианства. Его лекция в РГГУ прошла с огромным успехом. Народу пришло гораздо больше, чем мы ожидали, и отзывы были очень благоприятные, потому что профессор Леппин — блестящий ученый и прекрасный оратор, замечательно представивший тему своих исследований “Смирение и власть. Императоры-христиане позднего Рима”.  Мы очень надеемся, что это был его далеко не последний визит сюда. Планируем вместе с РГНФ провести следующую его лекцию в новом году, уже на другую тему, вероятно, на площадке исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Наконец, поддержка молодежи — одна из важнейших целей DFG. Поэтому еще одним ярким моментом в этом году стала уже традиционная, пятая российско-германская Неделя молодого ученого, прошедшая в Московском физико-техническом институте (МФТИ) при поддержке наших коллег из DAAD и DWIH, посвященная дискретной геометрии.  Впервые за историю своего существования Неделя молодого ученого оказалась в столице — до этого аналогичные конференции мы проводили только в регионах: Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург. Но мы стараемся развивать такие форматы мероприятий, которые будут одинаково востребованы и успешны как в регионах, так и в столице. Вероятно, и следующая Неделя молодого ученого пройдет в Москве: ведутся предварительные переговоры с НИУ “Московский государственный строительный университет”. Тематика встречи будет касаться урбанизации и построения города будущего. Это позволит затронуть целый круг междисциплинарных вопросов, как традиционных для классического технического вуза —  энергоснабжение, новые материалы, так и более широких, связанных с проблемами демографии, миграции, с социальными аспектами.
Может показаться, что в текущем году мы  активно работали только в Москве, но это не так: были мы и в Казани, на праздновании первого года работы Германо-Российского института новых технологий, открытого на базе Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева, в апреле с делегацией из боннского офиса посещали Петербург в рамках Недели Германии, где вместе с DWIH организовали выставку и семинар в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Первого. На его базе, кстати, в октябре прошел и первый совместный семинар российских и немецких фондов, когда за одним столом собрались представители РФФИ, РНФ, DFG, DAAD и Объединения им. Гельмгольца…
Если говорить об  обратной связи, которую мы получаем от российского научно-образовательного сообщества, ситуация складывается вполне благоприятно. Мы наблюдаем растущую активность российских ученых по подаче заявок на международные конкурсы. Конечно, в физике, астрономии и математике в России всегда был высокий потенциал, но растет также число заявок в науках о жизни и в инженерных науках. Здесь стоит отметить, что возможности софинансирования совместных исследовательских проектов с российской стороны  впервые достигли того уровня, который мы готовы обеспечить со своей. С помощью нового российского фонда — РНФ — открываются блестящие  перспективы для совместных работ. Подписав с этим фондом соглашение о сотрудничестве и запустив совместный конкурс, мы тут же получили огромный отклик. 130 российско-немецких команд исследователей уже подали свои заявки на получение довольно крупных грантов. В принципе, мы предполагали, что так оно и будет, но все равно не ожидали, что всего в течение двух-трех месяцев, да еще и летом, ученые смогут отлично подготовиться к этому конкурсу и подать столько качественных заявок. Сейчас мы ждем результатов экспертизы — встреча экспертных советов пройдет в  мае в Бонне, в июле будут объявлены победители и начнется совместное финансирование проектов. Речь идет только о фундаментальных работах в области математики и физики. Финансирование проектов рассчитано на три года на паритетных условиях. РНФ будет выделять от 4 до 6 млн рублей в год на команду.
Когда российские коллеги обратились к нам с предложением  о сотрудничестве, мы, конечно, сразу сказали “да”, — это была настоящая “любовь с первого взгляда”, с которой не испытываешь никаких затруднений: взаимодействие, к общей радости, было налажено в кратчайшие сроки. Для меня это немного удивительно, ведь мы, немцы, всегда думаем дважды, прежде чем подписать какие-либо бумаги. А в России, в свою очередь, все хотят добиться результата сегодня, а лучше даже — вчера, объявив конкурс буквально на следующий день после подписания соглашения о намерениях… Но в этот раз DFG было открыто для  сотрудничества с такой скоростью, которая даже мне показалась совершенно неожиданной.
Несмотря на политическую атмосферу, запуская конкурс с РНФ, мы не испытывали никаких сложностей, как и 20 лет назад, когда мы начинали работать с РФФИ.  Люди здесь отлично понимают, что мы должны  создать хорошие условия для проведения совместных исследований. И, если два фонда такого крупного масштаба могут софинансировать совместные проекты, то почему бы и не постараться наладить взаимодействие, тем более что ученые обеих стран были в этом заинтересованы и неоднократно обращались к нам с подобными вопросами? Мы пояснили коллегам, какие у нас правила, РНФ рассказал, какие у него, и теперь каждый делает все возможное, согласно положениям о конкурсе в конкретной организации. Поэтому никаких “заторов” не возникло, была лишь детальная проработка конкурсной документации.
Кстати, DFG не ограничивается поддержкой фундаментальных исследований в области естественных и точных наук. Другое дело, что, как и во всем мире, в их сторону есть некоторый перекос по количеству заявок и реализуемых проектов. Но это не значит, что гуманитарии у нас остаются без внимания. Если посмотреть статистику, то на поддержку гуманитарных и социальные наук приходится около 17% бюджета DFG. Два года назад вместе с РГНФ мы объявили конкурс исследовательских проектов в гуманитарных и общественных науках. Да, стоит признать, что в этом году мы получили по нему не так много заявок по сравнению с естественно-научными направлениями, но это были очень сильные, качественные заявки. Также в 2015-м мы провели вместе с РГНФ еще одно крупное мероприятие на базе РГГУ, а именно, торжественное открытие первой международной российско-германской аспирантской школы, которая занимается исследованиями культурного трансфера и культурной идентичности двух наших стран. И могу сказать, что тематика эта не менее сложна, чем исследования по физике и математике: речь идет о сходствах и различиях в литературоведении, культурологии, истории, менталитете России и Германии. Мы надеемся на дальнейшую поддержку с российской стороны и успешное существование этого проекта. Ведь на фоне нынешней непростой политической ситуации именно культура, наука, образование всегда получают особый статус, помогая поддерживать отношения между странами…
После семи лет, проведенных в России, в июле следующего года я должен буду покинуть свой пост. Пока рано говорить о том, кто займет мое место в Москве, но не волнуйтесь, Представительство DFG в России и СНГ без присмотра точно не останется. Кандидат на смену мне уже есть, да и команда у нас за это время здесь сложилась сильная — все последние достижения во многом являются общей заслугой. Имя следующего руководителя представительства будет объявлено в ходе традиционного московского летнего приема DFG в июне. Думаю, что за то время, которое я провел здесь, мне удалось стать хорошим дипломатом. С учетом международного фона нам постоянно приходится искать компромисс, и это нелегко. Организовать новый конкурс — работа сама по себе масштабная, но уделять внимание моментам межкультурной коммуникации, уверен, не менее важно. Потому что издалека, из Германии, не понять до конца особенностей российского менталитета, культуры, подходов к организации науки, к тематикам, особенно к гуманитарным предметам. Казалось бы, наши культуры довольно близки, но нюансов очень много, и их можно прочувствовать только на месте. Кстати, из России мне стали четче видны и особенности — как преимущества, так и недостатки — немецкой стороны. Работать посредником всегда трудно, но очень интересно. Все, что мы хотим, — лучше понимать нужды обеих наших стран, в соответствии с ними реорганизовывать и улучшать рамочные условия работы ученых. В связи с этим отмечу, что очень важно говорить на общем языке, и язык этот вовсе не немецкий и не русский. Английский — вот один из важнейших драйверов современной науки. Об этом не стоит забывать.

Анна ШАТАЛОВА
Фото предоставлено DFG

Нет комментариев