Поиск - новости науки и техники

По трем ориентирам. Севастопольский госуниверситет движется выбранным курсом.

С ректором Севастопольского государственного университета (СевГУ), недавно отметившего первый год своей деятельности, мы встретились в прошлом октябре в ходе конференции “Наука будущего – наука молодых” (см. “Поиск” №43, 2015). 2015 год для молодого вуза выдался действительно непростым, однако, как выяснилось в нашей беседе с ректором Валерием Кошкиным, довольно результативным…
Базой для создания нового университета стали несколько сильных, имеющих богатую историю образовательных организаций Севастополя. Среди них – Севастопольский национальный технический университет, Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности, Севастопольский городской гуманитарный университет, Севастопольский морской колледж, которые в течение многих десятилетий готовили специалистов для самых разных сфер деятельности – морской, ядерной, приборостроительной, педагогической… Объединение потенциалов этих организаций ведет к созданию платформы для формирования в Севастополе современного масштабного университета, входящего в группу ведущих вузов России. Уже сейчас Севастопольский государственный университет – это почти 11 тысяч студентов и 100 образовательных программ различных профилей и уровней. Такой масштаб дает возможность сотрудничать с серьезными партнерами, и пользу от этого коллектив СевГУ ощущает и ценит.

– Для меня СевГУ – проект очень интересный. Я с большим энтузиазмом взялся за него и, несомненно, намерен продолжить эту работу, – рассказывает Валерий Кошкин. – Конечно, в первые несколько месяцев мы столкнулись с некоторым объемом критики. Это понятно: изменения на начальном этапе всегда рождают сопротивление. В нашем случае критика была вызвана, в первую очередь, очень быстрыми и значимыми изменениями в жизни коллективов ранее самостоятельных вузов, работавших в ином образовательном пространстве. Плюс сложные переходные условия в Республике Крым и городе Севастополе.
Фактически единым коллективом мы начали работать с января 2015 года, а это – середина учебного года. Нужно было без сбоев продолжить учебный и другие сопутствующие процессы, оперативно и юридически грамотно, исключив дублирование выполняемых функций, решить вопросы с трудоустройством 2,5 тысячи сотрудников базовых организаций (а это – горы документов и судьбы людей). Были разные вузы, разные подходы, а теперь возник единый коллектив и новые условия. Одиннадцати тысячам студентов нужно было оформить личные дела, изготовить и выдать новые зачетные книжки, студенческие билеты. И обязательно своевременно выплатить за январь заработную плату сотрудникам и стипендию студентам. Как определить их размеры? Как организовать выдачу денег, пока банковские карты не изготовлены? Параллельно мы решали вопросы с имущественным комплексом, как оказалось – самые тяжелые, затем – лицензирование, аккредитация… Аккредитация по новым требованиям российского образовательного пространства – это большое напряжение сил для всего педагогического коллектива. Потом последовал переход в статус автономного учреждения, а значит, переоформление большого числа документов и потеря на некоторое время темпов операционной деятельности. Все это – необходимая работа для становления университета, но для многих она была непонятна: зачем так торопиться, ведь вузы и до этого работали…
По ходу возникало много конкретных, важных, связанных с дальнейшим развитием университета вопросов. Например, будет ли в СевГУ продолжена традиция подготовки специалистов морского дела? Были большие опасения, что эти направления подготовки могут прекратить свое существование, ведь для того, чтобы готовить членов экипажей морских судов, необходимо, чтобы Министерство транспорта РФ наделило вуз специальными полномочиями. Проведение соответствующих процедур затягивалось. К решению вопроса подключились наш учредитель – Министерство образования и науки РФ, региональные власти, преподаватели, студенты и родители. В результате восторжествовала справедливость: мы продолжаем обучение, в этом году сделали набор по всем направлениям и специальностям (речь идет как о высшем, так и о среднем профессиональном образовании).
В целом, этот сложный этап мы миновали, ощущая постоянную консалтинговую поддержку коллег из Минобрнауки РФ и многих вузов России, которые приезжали к нам в СевГУ и принимали у себя наших студентов, преподавателей, ученых и специалистов отделов и служб. Самое главное, что нам удалось сделать, – осознать, что мы – единый коллектив, что у нас есть достойные цели и возможности для их достижения и мы готовы изменяться и испытывать определенные сложности в переходный период, чтобы наш вуз стал современным и конкурентоспособным. Сегодня образ будущего – то, каким станет университет через 5, 10, 20 лет, стратегические цели, которые мы поставили перед собой, нашу концепцию развития – поддерживает большинство активной части нашего коллектива. СевГУ-2015 – это классический университет, генерирующий широкий спектр образовательных и научных продуктов, ведущий университет Крыма по инженерно-техническим направлениям.
Концепция развития определяет три стратегических ориентира. Первая, объединяющая идея – морской вектор, отталкивающийся от нашей естественной специфики: теплое море, комфортный климат, флот, концентрация НИИ и предприятий, связанных с морской деятельностью.
Второй ориентир – наш масштаб должен быть сопоставим с масштабами вузов, решающих задачи развития регионов. Вузов, имеющих статус федерального университета. Это значит, что мы должны вырасти в два раза, а значит, привлекать способных абитуриентов не только из Севастополя и Республики Крым, но и из других регионов России и из-за рубежа. Университету предстоит много работать, чтобы уже к 2020 году выйти на уровень 15 тысяч студентов, затем – 20 тысяч.
Конечно, для этого нужна эффективная программа привлечения абитуриентов, но не стоит забывать, что этот проект должен носить комплексный характер. Почему? Например, потому, что родители детей ожидают, чтобы была обеспечена их безопасность, имелась современная инфраструктура и доступ к качественному образованию.
Надо всем этим мы сегодня и работаем. Постоянно поднимаем для себя планку, поэтому трудимся над совместными образовательными программами с ведущими российскими университетами: и НИУ, и федеральными, а также зарубежными и отечественными компаниями. В качестве примера можно привести немецкий концерн FESTO – известного поставщика пневматических и электро-механических систем для автоматизации производства различных отраслей промышленности. В СевГУ есть лаборатории, оснащенные FESTO, где студенты инженерных специальностей работают с датчиками, изучают гидравлические модули управления и т.д.
Наш третий ориентир – уровень, соответствующий группе ведущих вузов России, а именно: СевГУ планирует быть среди первых пятидесяти. Безусловно, в городе федерального значения должен быть современный научно-образовательный, инновационно-технологический центр – мощный университет. И, конечно, СевГУ должен одновременно стать важным инструментом развития города.
Большое внимание мы уделяем формированию одного из важнейших направлений деятельности университета – науке. Сейчас работаем над созданием модели, которая позволит более эффективно реализовать потенциал научных коллективов университета и привлечь молодых талантливых ученых из других регионов. У ученых СевГУ выстроены прочные связи с коллегами, появляются новые, есть также некоторое количество молодых научно-педагогических работников, которые уже имеют опыт проведения исследований в зарубежных лабораториях. Обладателей мегагрантов Правительства РФ в нашем вузе пока нет, но, если Минобрнауки РФ объявит еще одну волну этого конкурса, обязательно примем в нем участие. Что касается влияния санкций на жизнь нашего университета, то отмечу: мы заинтересованы в контактах с настоящими учеными, а зарубежные они или российские – не столь важно. С иностранными, конечно, работать полезно – надо общаться с теми, кто является носителем не только современных знаний, но и современной исследовательской культуры.
В дальнейшей работе мы считаем важным сохранять и развивать традиции политехнического образования, направленного на решение задач оборонно-промышленного комплекса. Мы видим СевГУ ключевым партнером ОПК в части разработок и подготовки кадров на Юге России. В этой области мы уже делаем конкретные шаги. Например, подписан договор о сотрудничестве с Объединенной судостроительной корпорацией. Здесь речь идет о намерении создать базовые кафедры, вести целевую подготовку, организовать профессионально-интегрированное обучение, когда теория сочетается с реальной работой на предприятии. Очень важно, чтобы наши студенты получали актуальные знания и компетенции. Уверен, участвуя в проектировании и ремонте современных отечественных судов, они смогут их наработать. Инициатором еще одного интересного проекта является Министерство обороны РФ. Речь идет о создании научно-производственных рот. СевГУ активно подключился к проекту, который ведет Черноморский флот. Это тоже очень интересное начинание: отобранные по конкурсу талантливые молодые люди, прежде всего выпускники-магистры, будут служить на флоте и одновременно вести научные исследования, внедрять современные технологии и принципы организации производства в интересах ОПК. При этом в их подготовке будут задействованы инфраструктура и интеллектуальный потенциал ЧФ РФ, СевГУ и университетов – партнеров проекта.
Кроме того, и для системы образования города, и для нас самих необходимо обеспечивать преемственность работы со школами. Большой опыт здесь накоплен у бывшего гуманитарного института, который включен в СевГУ, и продолжать эту работу мы считаем очень важным. Еще один значительный сегмент нашей стратегии заключается в том, что в ближайшие лет 20 мы планируем стать лидерами технологического образования в Причерноморье и Средиземноморье, для чего также готовим ряд специальных мероприятий и проектов…
В министерской программе поддержки вузов 5-100 мы пока не участвуем. Думаю, еще рано – не готовы мы к таким широким шагам. Считаю, что каждый объект должен развиваться с использованием тех инструментов, которые соответствуют его актуальному состоянию. Поэтому в Проект 5-100 нельзя включаться, если до сих пор не решен в полном объеме вопрос с приведением в правовую плоскость имущественных отношений. Однако надеюсь, что благодаря поддержке нашего министра, Законодательного собрания города Севастополя и позитивному настрою коллег в правительстве Севастополя этот вопрос все-таки будет решен.
У нас уже есть четкая логика развития кампуса СевГУ, мы понимаем функциональное назначение каждой площадки. Например, в бухте Голландия будут созданы Институт кораблестроения и морского транспорта, Институт энергетики (в том числе ядерной), Институт современного градостроительства. Здесь же разместится военная кафедра, уже начаты работы по строительству Центра морских исследований и технологий.
Разворачивается комплексная работа по развитию инфраструктуры университета. Мы уже начали ремонт целого ряда объектов. В рамках ФЦП “Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года” запланировано строительство нового общежития и двух учебно-лабораторных корпусов. Общежитие рассчитано ориентировочно на 1500 мест, площадь лабораторных корпусов составит 15 и 10 тысяч квадратных метров. Также проведем реконструкцию двух наших общежитий с увеличением площадей и обновим библиотеку, превратив ее в современный информационно-исследовательский комплекс. Наконец, по программе “500 бассейнов” в СевГУ появится и собственный бассейн.
Наша задача – создать такие условия (и на уровне инфраструктуры, и в плане возможностей для реализации), чтобы студентам было интересно жить и развиваться в СевГУ, чтобы им хотелось возвращаться в университет. Сейчас наши ребята достаточно часто выезжают в другие российские вузы для участия в олимпиадах, форумах, конференциях, научных и творческих конкурсах. Во многих вузах они видят уже реализованными те задачи, которые мы перед собой только поставили, и начинают ощущать себя активными участниками всех динамических процессов, идущих в СевГУ. По их инициативе создаются новые проекты, в частности, отделение “Российских студенческих отрядов” (одна из 10 его команд даже приняла участие в строительстве космодрома “Восточный”). Еще одна студенческая инициатива – команда по американскому футболу. Наши ребята смогли организовать и провести летом всероссийские соревнования на Кубок СевГУ. У нас начало развиваться настоящее студенческое самоуправление, есть много творческих клубов и коллективов, площадкой для которых становится весь город. Есть и другие интересные начинания, мы поддерживаем все, что полезно студентам и университету.
Вопросы развития университета мы открыто обсуждаем, систематически проводим стратегические сессии, в которых принимают самое активное участие и сотрудники университета, и наши партнеры-эксперты, среди которых представители Минобр-науки РФ, органов власти Севастополя, Агентства стратегических инициатив. Особый вклад в организации и проведении сессий принадлежит коллективу экспертов Московской школы управления Сколково во главе с профессором А.Волковым.
Если говорить о первой вступительной кампании, больше всего студентов было набрано на гуманитарные (филологические) направления. Традиционно был достойный конкурс и на специальности, связанные с ИТ. Хороший набор, несмотря на вышеозначенные проблемы с документами, был и на судовождение. К следующему набору число направлений увеличится, мы будем готовить также и журналистов, и юристов. Мы выбрали вектор развития и ему следуем!

Анна ШАТАЛОВА
Фото предоставлено В.Кошкиным

Нет комментариев