Знания — роскошь. Иногородним аспирантам жизнь в столице теперь не по карману.

Редкое выступление руководителей Федерального агентства научных организаций обходится без освещения достижений ФАНО в кадровой сфере. Агентство разработало и начало реализовывать масштабные программы подготовки кадрового резерва, вышло с идеей специальной академической аспирантуры — диссертантуры. Но когда дело доходит до помощи конкретным “кадрам” в решении, например, социальных проблем, вдруг оказывается, что чиновников их судьба не слишком-то и волнует.
Так, внимания к своим нуждам не чувствуют иногородние аспиранты, обучающиеся в московских академических институтах. К Новому году молодежь получила “царский подарок” — шестикратное подорожание койко-мест в общежитии. До недавнего времени аспиранты, проживающие в двух “Домах аспирантов и стажеров” (ДАС) столицы, которые находятся в ведении ФАНО, платили около 1200 рублей в месяц (примерно 15% от фактической стоимости). А в начале декабря 2015 года ФГУП “Жилищно-коммунальное управление (ЖКУ) РАН”, которое управляет ДАС-1, расположенным на улице Вавилова, и ДАС-2 (улица Островитянова), разослало директорам находящихся в ведении ФАНО институтов письма с предложением подписать дополнительные соглашения о бронировании мест для своих докторантов, аспирантов и стажеров. В этом документе говорится о переводе с 1 января 2016 года на 100-процентную оплату жилья.
Теперь плата за проживание в весьма скромных условиях (2-3 человека в неотремонтированной комнате площадью около 15 квадратных метров) составит почти 8 тысяч рублей. При этом размер обычной аспирантской стипендии — меньше 3 тысяч рублей. Обучающимся по приоритетным техническим и естественно-научным направлениям, а также ординаторам платят около 7 тысяч рублей.
Существенное повышение оплаты дирекция ЖКУ РАН объяснила большой кредиторской задолженностью, образовавшейся, в том числе, в результате поддержки льготников.
— У ФАНО России нет возможности предоставлять субсидии ФГУП “ЖКУ РАН” на компенсацию убытков: государственные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, имеющими основной целью извлечение прибыли, — сообщил “Поиску” заместитель руководителя ФАНО Александр Степанов. — ЖКУ РАН самостоятельно в установлении стоимости проживания в гостинице, и согласование ее величины с нашим агентством не требуется.

На вопрос о том, рассматривались ли другие варианты поддержания ЖКУ РАН на плаву, кроме повышения платы аспирантам, А.Степанов не ответил. Между тем ребята из ДАС-1 и ДАС-2 уверены, что разумный выход найти можно. Еще до перехода домов аспирантов и стажеров в ФАНО им поменяли статус — из общежитий сделали гостиницами. Уровень оплаты проживания в общежитии регулируется федеральными нормативными актами, а цену за проживание в гостинице устанавливает содержащая ее организация. Почему бы не вернуть домам на Вавилова и Островитянова статус общежитий, чтобы была возможность получать государственные дотации на их содержание?
Аспиранты считают, что ФАНО как федеральный орган исполнительной власти, являющийся собственником имущества ДАС и ответственный за ведение образовательной деятельности в подведомственных структурах, предпринимает далеко не все возможное, чтобы решить проблему обучающихся, не переваливая ее на них самих. Они активно борются за свои права. Активисты разослали письма во многие властные инстанции (ФАНО, Минобрнауки, РАН, Генпрокуратуру) и общественные организации, собрали уже более тысячи подписей под петицией “Аспиранты против роста цен за проживание в общежитиях РАН” на Сhange.org. Жители ДАС-2 для координации совместных действий создали группу в “ВКонтакте” и сформировали Аспирантский совет. Их требования поддерживают отделы аспирантуры многих институтов.
Однако воз и ныне там. Содержательных ответов пока не пришло. А единственное, что предлагает ФАНО, — переложить оплату проживания аспирантов на институты, в которых они обучаются.
Замруководителя ФАНО Александр Степанов в ответе “Поиску” так и написал: агентство считает возможным обеспечить оплату стоимости проживания в гостинице ДАС ФГУП “ЖКУ РАН” для аспирантов и докторантов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, из приносящей доход деятельности их учреждений.
 — Это не выход, — уверен аспирант Института биологии развития РАН Антон Громов. — ФАНО, видимо, считает, что институты должны компенсировать нам проживание, оформив на работу. Но не у всех НИИ есть для нас ставки, не все лаборатории получают дополнительное финансирование, и в среднем оно невелико. На оплату жилья аспиранта уйдет как раз половина гранта РФФИ. Но даже если институты и отдельные коллективы готовы поддерживать своих аспирантов, ни в сметах НИИ, ни в грантовых проектах нет соответствующей статьи расходов. А если включать плату за общежитие в оплату труда, половина суммы будет уходить на налоги. Но почему надо применять “серые” и неэффективные финансовые схемы, если нам как обучающимся по очной форме по основным образовательным программам высшего образования, в соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации”, должны предоставляться жилые помещения в общежитиях? У академических институтов своих общежитий нет, а у ФАНО есть. Значит, там и должны думать, как обеспечить аспирантам положенные по закону условия.
Честно говоря, странно, что в ФАНО считают нормальной ситуацию, когда цена за койко-место в общежитии превышает месячную стипендию аспиранта. Академическая аспирантура обычно предполагает серьезную научную работу и подготовку диссертации. Полставки лаборанта в институте по московским меркам — сущие копейки, а на подработку на стороне у большинства молодых ученых не остается времени и сил. Понятно, что необходимость зарабатывать еще и на жилье в столице сделает обучение в аспирантуре и занятия наукой для иногородней талантливой молодежи непозволительной роскошью. В то же время не секрет, что закончившие вузы москвичи в академические институты идут не особенно охотно: зарплата там существенно ниже, чем в коммерческих фирмах. Экономический кризис в стране еще более осложнил ситуацию. Так что в ближайшие годы, если ничего не изменится, кадровая проблема в московских институтах будет обостряться.

 

Надежда ВОЛЧКОВА

Фото со страницы
сообщества ДАС-2 “ВКонтакте”

Нет комментариев