Остров — под охрану

Придать уникальному острову Тюлений статус особо охраняемой природной территории федерального значения призвали ученые Дагестанского научного центра РАН и специалисты Государственного природного заповедника “Дагестанский”. Это заявление прозвучало в ходе обсуждения проблем острова на специальном круглом столе, прошедшем недавно в Институте геологии ДНЦ РАН. В его работе приняли участие также ученые дагестанских вузов, Казанского федерального университета, эксперты Росприроднадзора, Минприроды Дагестана, Пограничного управления ФСБ.
Остров Тюлений расположен в северо-западной части Каспийского моря, его длина около 8 км, ширина — около
5 км. Он ценен тем, что находится на западно-каспийском и транскаспийском миграционных путях птиц, на нем останавливаются для отдыха и кормежки водоплавающие и околоводные виды. Кроме того, остров имеет большое значение для неполовозрелых и кочующих особей каспийского тюленя — исчезающего эндемичного вида ластоногих животных Каспийского моря, занесенного в Красный список Международного союза охраны природы. Собственно, в честь этих млекопитающих остров и получил свое название. Прилегающие к нему мелководные участки являются “пастбищами” для редких и ценных видов рыб.
Летом прошлого года на Тюлений высадился большой научный десант: ученые ДНЦ РАН, Московского госуниверситета геодезии и картографии, Дагестанского госуниверситета, Дагестанского филиала Каспийского НИИ рыбного хозяйства. На острове и прилегающей акватории были проведены геологические, ландшафтные, зоологические, гидробиологические, социально-экономические исследования. Они и легли в основу эколого-экономического обоснования придания острову статуса особо охраняемой территории.

Станислав ФИОЛЕТОВ