Испытание автономией. Вузы оценили риски самостоятельного плавания.

На передний план модернизации российского высшего образования выдвигается задача формирования университетов, способных развиваться как автономные многопрофильные корпорации. Развитие в вузах стратегического и финансового менеджмента в последнее время регулярно провозглашается как один из ключевых трендов реформирования образовательной системы страны. В очередной раз об этом было заявлено в выступлении директора Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Минобрнауки РФ Михаила Алашкевича на круглом столе “Экономика и управление в многопрофильном вузе. Программа адаптации к требованиям рынка: стратегия и тактика”, который организовал Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова (РЭУ им. Г.В.Плеханова) на площадке МИА “Россия сегодня”. Чиновник напомнил, что для решения масштабных задач, стоящих перед ведущими отечественными вузами, государство выделяет серьезные средства: более 40 университетов сегодня получают субсидии в объеме более 1 млрд рублей, а некоторые — более 5 млрд. Обладая при этом правами самостоятельно принимать решения, организовывать образовательный процесс и научную деятельность, вузы, по его словам, должны научиться с максимальной эффективностью использовать все возможности автономии, предоставляемой им Законом об образовании. “Это задача университетов, а нам, министерству, надо выстроить систему координат, в которой должен произойти переход к полной реализации права на самостоятельность”, — заметил М.Алашкевич.
Директор департамента в то же время обратил внимание на то, что принимаемые вузами стратегии зачастую весьма декларативны и не содержат четкого определения цели, к которой движется университет. Вуз может концентрировать усилия в борьбе за увеличение контрольных цифр приема, за госзаказ на научно-исследовательскую деятельность либо развивать направления, связанные с предоставлением внебюджетных услуг, но в любом случае финансовая стратегия должна соответствовать стратегии развития и способствовать достижению цели, а с этим, по словам М.Алашкевича, нередко бывают проблемы. Однако есть и примеры успешной политики распределения получаемых университетами средств в условиях перехода к автономии. В ходе круглого стола с коллегами и журналистами поделились положительным опытом представители РЭУ им. Г.В.Плеханова и Российского университета дружбы народов (РУДН).
Эти вузы шли к стратегическому планированию своего развития и построению эффективного менеджмента разными путями. Для РЭУ им. Г.В.Плеханова как университета, изначально ориентированного на подготовку специалистов в сфере предпринимательской деятельности, проблемы определения цели не было. “Мы и сами стараемся действовать как предприниматели, — подчеркнула проректор по учебной работе и информатизации РЭУ им. Г.В.Плеханова Ольга Гришина. — В числе приоритетов — увеличение дополнительных образовательных услуг, подготовка эффективных контрактов, создание системы оценки работы преподавателей. Сегодня не осталось препятствий для реализации нашей главной задачи — стать предпринимательским вузом”.
Подробно о факторах, влияющих на ключевые решения университетского руководства, рассказал директор Научно-исследовательского центра стратегического развития РЭУ им. Г.В.Плеханова Дмитрий Штыхно. Он отметил, что университет ориентирован как на политику государства, так и на мировую практику преодоления влияния внешних проблем на деятельность вузов. Достичь понимания того, куда следует двигаться, коллективу помогает изучение программных документов, анализ деятельности специально выбранной референтной группы зарубежных университетов, а также материалы Проекта 5-100. Благодаря его открытости вузы, не входящие в число участников, имеют возможность работать на их совещаниях и вместе осваивать механизмы повышения конкурентоспособности.
Учитывая фактор демографической ситуации, в РЭУ прогнозируют увеличение доли иногородних абитуриентов и строят новое общежитие, параллельно активизируя рекламную деятельность в регионах. Отслеживаются и тенденции рынка труда, налажено взаимодействие с Департаментом труда и занятости населения Москвы. Рост спроса на электронное и дистанционное образование, к примеру, подвиг вуз на включение в проект “Универсариум” (российская система электронного онлайн-образования, построенная по технологии массовых открытых онлайн-курсов).
Повышение качества образования, как известно, зависит не только от внедрения новых технологий, но и от уровня преподавательского состава. Как сообщил Дмитрий Штыхно, важнейшая задача РЭУ им. Г.В.Плеханова на 2016 год — повышение потенциала ПСС с помощью, в том числе, таких мероприятий, как обу-чение за рубежом или приглашение иностранных тренеров, а также оценка труда каждого преподавателя после перехода на эффективный контракт, параметры которого в настоящее время обсуждаются. На повестке дня стоит и формирование политики подачи бренда. “Аудиты научной продуктивности показали, что ко многим достижениям мы относимся как к чему-то само собой разумеющемуся”, — заметил директор центра. По его словам, пришло понимание необходимости создания вузовских подразделений, ответственных за стратегическое развитие, которое необходимо параметрировать. Приоритетными параметрами для предпринимательского университета должны стать структура программ и преподавательского контингента, количество публикаций (в соответствии с требованиями мировых рейтингов) и т.д.
В РУДН развивать финансовый менеджмент стали в начале 1990-х вынужденно: когда правительство страны решило больше не оплачивать обучение иностранных студентов, международный университет оказался на грани катастрофы. Об этом в ходе круглого стола рассказал главный бухгалтер РУДН Александр Зорин. Открытие контрактного обучения позволило выправить ситуацию, и уже к 1997 году “платники” стали давать стабильный доход. “Деньги сегодня — не самоцель, необходимо расширять географию стран приема и повышать качество образования, понять, какие наши выпускники востребованы на зарубежном рынке труда. Но без финансовых ресурсов эти задачи, конечно, не решить, — отметил главный бухгалтер. — Гибкость управления должна соответствовать сложности системы, которой мы управляем”.
Сегодня коэффициент автономии, то есть доля внебюджетных доходов в общем бюджете вуза, весьма высок — более 55%. За годы выстраивания системы получения дополнительных доходов в РУДН были созданы центры финансовой ответственности (прибыли, затрат, доходов), с помощью которых происходит сбалансированное перераспределение средств между подразделениями в соответствии с задачами многопрофильного вуза. Александр Зорин пояснил: “У нас есть инженерный, аграрный, медицинский, экономический, юридический факультеты. Спрос на профессии разный, понятно, что их доходы различаются. Не каждое подразделение может достойно жить только своим заработком, но многопрофильность вуза — это преимущество. К примеру, в нашем университете на аграрном факультете читают лекции хорошие экономисты, а на медфаке — ведущие специалисты в области физики. …Наличие надежной “подушки безопасности”, основанной на собственных доходах, позволяет двигаться вперед, строить планы и решать задачи. А после вхождения в Проект 5-100 нам предстоит серьезная конкуренция с отечественными и зарубежными университетами”.
По мнению Михаила Алашкевича, конкуренция за ресурсы (включая лучших абитуриентов, студентов, преподавателей) в ближайшее время станет “одной из краеугольных тем и будет задавать тон развития наших вузов”. Он также сообщил, что с 2016 года Минобрнауки вводит вначале для ведущих университетов, а позднее и для всех новый показатель — доля студентов с высоким баллом ЕГЭ. Каждый “высокобалльник” будет давать вузам дополнительный коэффициент к субсидии на госзадание, что должно простимулировать их к привлечению качественно подготовленных абитуриентов.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта www.rea.ru

Нет комментариев