На особом счету. Вузы разбили на виды.

В Казахстане все высшие учебные заведения подвергли классификации с целью определения их “значимости для научно-технического и социально-экономического развития страны”. Критерии классификации разработаны с учетом методик ведущих международных рейтингов в области высшего и послевузовского образования QS World University Rankings и Times Higher Education World University Rankings.
На начало 2014/2015 учебного года в республике насчитывалось 126 вузов (из них государственных — 49), все они были сгруппированы по семи видам: национальный исследовательский университет; исследовательский университет; национальное высшее учебное заведение; университет; академия; институты; приравненные к вузам консерватория, высшая школа, высшее училище.
Только два вида вузов в ранге национальных наделяются статусом, который обозначен как “особый”. Это НИУ, которые должны иметь программу развития на пять лет, самостоятельно разрабатывать образовательные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей, использовать результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний. Число преподавателей с учеными степенями и учеными званиями в НИУ должно составлять не менее 70%, а доля программ послевузовского образования, разработанных с участием зарубежных вузов-партнеров, входящих в топ-200 лучших университетов мира в соответствии с рейтингом Times Higher Education World University Rankings, — не менее 20%.
Критерием служит и доля приглашенных иностранных преподавателей и исследователей — их должно быть не менее 15% от общей численности научно-педагогических работников. Определены и показатели публикуемости научных статей в соавторстве с зарубежными преподавателями и исследователями в международных высокорейтинговых журналах, индексы цитируемости. Значимость НИУ будет зависеть и от суммы общего дохода, полученного за три последних года в результате сотрудничества с частными компаниями, организациями и фондами.
Особый статус и у национальных высших учебных заведений, критерии к ним применяются примерно те же, что и к НИУ, но еще они являются ведущими научными и методическими центрами страны. Прочие вузы — университеты, академии, институты — особого статуса не имеют, но и у них в качестве критериев определены доля преподавателей с учеными степенями — у всех по-разному, а основные задачи — выполнение образовательных программ высшего образования и повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет.

Светлана КРЫМОВА

Нет комментариев