К барьеру приглашаются. Элитное инженерное образование требует не только энтузиазма, но и господдержки.

Результаты двух крупных инфраструктурных проектов оказались в центре внимания участников конференции “Образование для сферы нанотехнологий — современные подходы и перспективы”, состоявшейся в МФТИ (см. “Поиск” №26, 2011). Напомним: организаторами встречи выступили Нанотехнологическое общество России (НОР), Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО и Информационно-аналитический центр Департамента образования Москвы. В ходе активных дискуссий, которые вели участники конференции — преподаватели вузов, учителя школ, работники учреждений дополнительного образования — стало понятно, что эксперименты с внедрением новых форм обучения фактически оказались первым шагом на пути построения новой государственной системы подготовки элитных инженерных и естественно-научных кадров. Подробнее об итогах конференции и проблемах, поднятых ее участниками, рассказал генеральный директор группы компаний HT-МДТ Виктор БЫКОВ:
— Один из проектов, направленный на поставку и оборудование нескольких десятков классов “НАНОЭДЬЮКАТОР” в рамках ФЦП развития образования, был реализован в 2008-2009 годах компанией НТ-МДТ по госконтрактам с Министерством образования и науки РФ. Второй — “Школьная лига РОСНАНО” — стартовал в прошлом году по инициативе Департамента образовательных программ РОСНАНО и теперь осуществляется под эгидой Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. Цель обоих проектов — изменить существующую систему довузовского образования, сделать учащихся более готовыми к современным требованиям научных лабораторий и производственных площадок.
В первом проекте Минобр­науки РФ обозначило регионы (максимально широко), а далее региональные министерства уже сами выбрали одну или несколько наиболее продвинутых школ, в которых и устанавливали классы “НАНОЭДЬЮКАТОР”. В них старшим школьникам не только рассказывали про нанотехнологии, но и давали попробовать работать своими руками: на практике использовать приобретенные знания. Реализация проекта шла непросто. После оснащения школ классами “НАНОЭДЬЮКАТОР” НТ-МДТ получила от пользователей тревожные сигналы: некоторые учителя сетовали, что не знают, что же им делать с диковинными приборами. Кстати, именно это и послужило идеей для проведения первой конференции “Образование для сферы нанотехнологий — современные подходы и перспективы”. Ее организовали, чтобы школьные учителя смогли напрямую пообщаться с вузовскими преподавателями из России и других стран, которые уже давно используют наноэдьюкаторы в своей повседневной практике.
Задача проекта “Школьная лига РОСНАНО” — создать сеть школ, в которых можно вести подготовку ребят для дальнейшей специализации под задачи проектных компаний РОСНАНО. Для этого требуется так изменить программу преподавания естественно-научных предметов (физики, химии, биологии), чтобы старшеклассники воспринимали нанотехнологии как нечто совершенно обычное и понятное. В работу вовлечено чуть меньше 30 школ в тех регионах РФ, где РОСНАНО уже профинансировало производственные проекты.
Кстати, в каждый из этих экспериментальных образовательных проектов оказались вовлечены по 30-40 школ — не так и много. В масштабах всей российской системы среднего образования это практически незаметно. Но особенность инфраструктурных проектов в том и состоит, чтобы относительно небольшими усилиями существенно изменять общий ландшафт макросистемы, направляя ее по пути эффективного и устойчивого развития.
В случае системы школьного образования мы имеем дело с колоссальной инерцией. За прошедшие два десятилетия в школах сформировалась неблагоприятная практика: преподаватели почти не располагают стимулами для совершенствования своей работы. А наука за это время ушла так далеко вперед, что уже есть смысл говорить о включении новых предметов в школьную программу. Чтобы учить детей новым подходам, готовить их к современному уровню развития науки и технологий, нужно использовать современные технические средства. Но приобретать современное оборудование самостоятельно школы не в состоянии.
В ходе оборудования классов “НАНОЭДЬЮКАТОР” по госконтракту в рамках ФЦП развития образования обнаружилась проблема другого плана: учителя оказались не готовы осваивать новую технику. На конференции “Образование для сферы нанотехнологий — современные подходы и перспективы” собрались в основном те, кому удалось преодолеть этот барьер, кто сумел наладить в своих школах работу на новом оборудовании.
Многие участники конференции говорили и о нехватке методической поддержки: преподаватели должны качественно транслировать новые знания, умения и навыки, а разрабатывать методические рекомендации — не их прямая обязанность. Решить проблему может помощь вузовских преподавателей. Ведь именно вузы являются “заказчиками” для школ, именно они принимают для дальнейшего обучения самых качественных выпускников. Наиболее яркие истории успеха, представленные на конференции, были связаны с совмещением преподавательской работы в школе и вузе. В данном случае преподаватели отлично понимают, зачем нужны современные приборы в школе, почему так важно дать школьнику своими руками опробовать научный прибор в работе. Далеко не все собираются в будущем поступать в университет и посвящать себя науке: своевременное знакомство с современным оборудованием дает шанс адекватной профориентации.
Исключительную эффективность связки “школа — вуз” можно проследить на примерах. Почти все лучшие технические и естественно-научные вузы уже наладили настоящий конвейер по ознакомлению своих подшефных школ с возможностями наноэдьюкаторов. В Новосибирском госуниверситете более 300 школьников в год проходит через класс “НАНОЭДЬЮКАТОР”, университетские преподаватели с большим уважением отзываются об этой программе. В иркутском лицее №2 удалось организовать проектную работу школьников на таком высоком уровне, что некоторые плавно переходят к работе по “взрослым” научным грантам фактически сразу после поступления в университет. На выставке, состоявшейся в рамках недавней конференции, были представлены очень сильные работы учащихся лицея №1511 при МИФИ.
Привлечение вузовских преподавателей к работе на современном оборудовании делает школу естественной стартовой площадкой для быстрой адаптации будущих студентов и для получения максимальной отдачи от их научной работы. В тех школах, где прямая связь с профильным вузом еще не выстроена, класс с современным оборудованием становится самостоятельным центром притяжения и удержания талантливой молодежи.
Показательный пример в этом смысле — школа №23 города Краснотурьинска (Свердловская область). Ее преподаватели встроили внеклассную работу ребят с наноэдьюкаторами в основной курс в виде открытого урока по нанотехнологиям. Таким образом, дети смогли реализовать свой творческий потенциал, разобравшись с основами метода и получив учебные результаты (в свободное от занятий время!). Кстати, эти результаты, прошедшие апробацию в ходе открытого урока, могут быть далее представлены на тематических олимпиадах и конкурсах. Тем самым учащиеся, имеющие склонность к самостоятельной проектной работе, получают возможность выйти на более высокий уровень — областной, региональный — для получения объективной оценки и для более осознанного выбора своего дальнейшего профессионального пути.
В регионах РФ и странах СНГ, стратегически планирующих масштабную модернизацию своей экономики, образовательный компонент с использованием современного оборудования ставят на первое место. Очень важно с самого начала заложить полноценный фундамент подготовки профессиональных высококвалифицированных кадров в тех регионах, где исторически и в силу объективных причин существует отставание от мирового уровня в научно-техническом плане. Так, например, в Алтайском крае уже начата масштабная работа по созданию центра современных нанотехнологий. Алтайский госуниверситет выступил одним из инициаторов этого движения: в университете будет организован межфакультетский (физико-технический, химический, биологический, математический) институт, задача которого — обеспечить технологиями опережающего уровня предприятия Южной Сибири, в том числе фармацевтической и машиностроительной отраслей. Эти предприятия в настоящий момент составляют основу высокотехнологичного бизнеса в крае, именно они выступают главными потенциальными заказчиками новых технологических решений. Очевидно, что кадровый вопрос в таком планировании является центральным и руководство края считает его одним из приоритетных. Кстати, уже обсуждается возможность проведения следующей конференции “Образование для сферы нанотехнологий — современные подходы и перспективы” в Барнауле, на базе Алтайского госуниверситета.
В российских школах есть много неравнодушных преподавателей — людей с активной жизненной позицией. Они хотят осваивать новое оборудование, готовы внедрять новые подходы в обучение. Такие люди могут дать модернизационный импульс всей образовательной системе. Но при условии, что государственные структуры поддержат их инициативы. Именно поэтому государственные проекты по развитию образования для сферы нанотехнологий, такие как классы “НАНОЭДЬЮКАТОР” и “Школьная лига РОСНАНО”, безусловно, должны быть продолжены и расширены.

Нет комментариев