Поиск - новости науки и техники

Поглотила светило

Черная дыра поглотила звезду, вызвав сильнейший гамма-всплеск. Астрономы отмечают, что такое может произойти лишь один раз за миллионы лет. Об этом сообщает журнал Science от 17 июня.
Знаменательное космологическое событие произошло 28 марта этого года, и сначала его признаки зафиксировал аппарат НАСА Swift, специальная миссия, нацеленная на отслеживание вспышек космического гамма-излучения. После этого подтверждающие данные о мощном гамма-всплеске были получены телескопом Хаббла (Hubble Space Telescope) и Рентгеновской орбитальной обсерваторией Чандра (Chandra X-Ray Observatory). Последствия этого всплеска можно было наблюдать необычно долго – около двух месяцев.
О том, что вспышка рентгеновского излучения, скорее всего, сопровождала поглощение гигантской черной дырой звезды не меньше Солнца, сообщает журнал Science. Авторы публикации – группа астрофизиков под руководством Джошуа Блума (Joshua Bloom) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California-Berkley). Как отмечают исследователи, наблюдаемый гамма-всплеск определенно не был типичной вспышкой гамма-излучения, которая является “предсмертной судорогой” коллапсирующей звезды. Этот всплеск “действительно отличался от какого бы то ни было взрывного (космического) события, наблюдаемого до сих пор”, цитирует Блума Reuters. Событие примечательно еще и тем, что произошло оно, судя по всему, с черной дырой, которая прежде особой поглощающей активностью не отличалась. Это, по определению ученых, пассивная черная дыра, которая находится в созвездии Дракона в 4 миллиардах световых лет, или 38 секстиллионах километров (число с 21 нулем после 38). Когда звезда размером с Солнце появилась в окрестностях такой пассивной дыры, она активизировалась и поглотила светило.
Как отмечает The New York Times, группа Блума, изучив исторические документы, которые могли бы свидетельствовать о подобном явлении с участием черной дыры, ничего не обнаружила. “Это единственное событие в истории человечества”, – говорит доктор Блум. А сама дыра “сидела бы себе спокойно, если бы звезда не подошла к ней слишком близко”, считает ученый. Блум с соавторами предполагает, что произошло то, что называется приливным разрушением звезды. Она была буквально разорвана силой гравитации черной дыры, которая сильнее действует на периферические области светила, чем на недра. Этот “разрыв” и, породил мощную вспышку. По оценкам ученых, при падении в черную дыру вещество распадающейся звезды бурлит и завихряется, словно в водовороте, что и приводит к выбрасыванию примерно 10% звездной массы, превратившейся в жесткое излучение. Испускание энергии телом, падающим на черную дыру, – обычный феномен. В данном случае необычен только масштаб. “Это очень редкое событие, и, чтобы увидеть его еще раз, нам надо было бы просмотреть 100 миллионов других галактик”, – отмечает Блум.