Гибли за ресурсы

Древнейшее массовое захоронение со следами жестокой расправы над вражеской группой собирателей найдено археологами в Кении. Подробности — в University of Cambridge News; New York Times.
Останки группы собирателей, убитых около 10 000 лет назад на берегу лагуны, представляют собой уникальное свидетельство столкновения с применением силы и предполагают существование локальных войн в сообществах конца каменного века. Кости доисторических охотников-собирателей, погибших от рук захватчиков, были найдены в археологическом месте под названием “Натарук” в 30 километрах к западу от известного антропологическими находками кенийского озера Туркана. Ученые Леверхульмского центра эволюционных исследований человека при Кембриджском университете (Cambridge University’s Leverhulme Centre for Human Evolutionary Studies) нашли костные фрагменты 27 индивидуумов, среди которых были, по меньшей мере, восемь женщин и шесть детей. 12 скелетов — относительно полные, 10 из них — с явными следами насильственной смерти, в том числе от ударов тупым предметом в область черепа и скул, с переломанными руками, коленями и ребрами, ранениями стрелой в шею. В черепе и грудной клетке у двух мужчин застряли каменные наконечники выпущенных по ним метательных снарядов. Несколько скелетов находились в положении лицом вниз, почти у всех сильные черепные повреждения. Четыре скелета обнаружены в позиции, указывающей на связанные руки, в их числе женский скелет с костями зародыша, которые свидетельствуют о последней стадии беременности. Тела не были погребены, кости сохранились в осадочном слое на дне давно пересохшей лагуны. Статья о находке кембриджских археологов опубликована в Nature.
Авторы предполагают, что на погибших охотников-собирателей, возможно, членов обширного семейства, напали представители конкурирующей группы доисторических собирателей. По мнению ученых, это самый ранний научно подтвержденный исторический случай силового конфликта между людьми, предтеча того, что в современном мире считается войной. Относительно происхождения древних столкновений с применением силы ведутся споры: одни антропологи полагают, что способность к организованному нападению имеет глубокие эволюционные корни, другие — что это признак возникновения собственности, появившейся при переходе к оседлому образу жизни и земледелию. Массовое убийство в Натаруке — древнейшее историческое свидетельство межгрупповой вражды между охотниками-собирателями, которые преимущественно вели кочевой образ жизни. Тем не менее “битва при Натаруке” могла вестись за ресурсы, такие как территория, женщины, дети, запасы еды”, пояснила руководитель исследования Марта Миразон Лар (Marta Mirazón Lahr).