Поиск - новости науки и техники

В изрядно розовых очках. Депутаты не разделили оптимизма министра.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов на минувшей неделе представил в Госдуме доклад правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2014/2015 учебном году. Он охарактеризовал ключевые результаты работы Минобр-науки по развитию системы образования. Докладывал энергично, с позитивным настроем и, вполне возможно, убедил некоторых депутатов в том, что в отрасли все замечательно.
В отчете шла речь обо всех уровнях образования. В высшей школе одной из главных тем стала оптимизация бюджетных учебных мест в соответствии с запросами экономики.
– В течение нескольких лет мы целенаправленно сокращаем бюджетные места на направлениях повышенного, но не всегда оправданного спроса: экономических, гуманитарных и т.д. – и, напротив, увеличиваем их число на инженерных, естественно-научных, медицинских, педагогических и других программах, которые востребованы экономикой и социальной сферой.
В 2015 году из реестра лицензий были исключены 400 негосударственных вузов и филиалов, “неспособных обеспечить высокое качество образования”. Приостановлено действие государственной аккредитации более чем у 220 вузов и филиалов, действует запрет на прием обучающихся в 80 вузов и филиалов.
Задача на 2016 год – сближение университетов и региональных экономических систем. Для этого начата программа по созданию опорных региональных вузов.
– В 2016 году планируется создать 20 таких университетов, в 2017-м – еще 30, – сообщил Д.Ливанов. – В них будут сконцентрированы лучшие ученые, преподаватели и студенты. Эти вузы будут востребованы в регионах, они займутся подготовкой кадров для высокотехнологичных, инновационных, наукоемких отраслей.
Кроме того, министр отметил успешность запущенной в 2014 году программы “Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса”.
Дмитрий Викторович коснулся и дел в научном секторе. В частности, проинформировал депутатов о том, что финансирование науки растет. Если в 2012-2013 годах внутренние затраты на исследования и разработки составляли примерно 1,13% ВВП, то в 2014 году этот показатель составил 1,19%. В абсолютных цифрах это около 850 млрд рублей. При этом, по его словам, “опережающими темпами” растут внебюджетные инвестиции в науку. Отметил Д.Ливанов и преодоление “многолетнего негативного тренда сокращения числа ученых”.
Последовавшие за докладом министра выступления были не столь оптимистичными.
Аудитор Счетной палаты РФ Александр Филипенко поведал о работе Минобрнауки следующее. Анализ СП показал, что проводившаяся министерством оптимизация “сводилась к ликвидации либо реорганизации объектов образования”, “проведенные мероприятия должным образом не способствовали росту доступности и качества услуг”, “в 2014 году сокращено более 16 тысяч преподавателей вузов, за 9 месяцев 2015 года – 11 тысяч”.
Проверка реализации президентского указа №599 о повышении конкурентоспособности вузов, по словам А.Филипенко, “выявила риски его возможного невыполнения”. Говоря о реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, он также указал на проблемы с возведением новых объектов: на 1 января 2015 года объем незавершенного строительства составил более 19 млрд рублей. В 2014 году не введено в эксплуатацию 22 объекта из 43, в 2015-м – 30 из 45.
Председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов (фракция “Единая Россия”) считает, что у Минобрнауки есть “безусловные достижения”. Но и претензий к состоянию образования в стране и к докладу у депутатов, по его словам, хватает.
– Доклад местами напоминает сумму отчетов отдельных департаментов министерства, что понятно, потому что отсутствует общая стратегия образования, – заявил В.Никонов. – Недостатки доклада заключаются в том, чего там нет. Вы не найдете ответов на многие вопросы, которые реально волнуют учеников, студентов, ученых, педагогов, общество, законодателей.
Почему, чтобы стать опорным вузом, надо обязательно с кем-то объединиться и достичь численности не менее 10 тысяч студентов? Почему ничего не сказано об аспирантуре как третьем уровне высшего образования? Почему так мало сказано о вузовской науке, о взаимодействии с РАН, с отраслевыми академиями?

В российской науке и образовании при царях и коммунистах всегда были элементы автономности, самоуправления, демократизма, куда все это исчезает? Нельзя быть глухим к вопросам, звучащим в обществе, иначе мы ничего не сделаем”.
– Мы радуемся, что уже второй год подряд мы имеем доклад правительства о реализации российской образовательной политики, – сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин (фракция КПРФ). – Однако доклад явно писали люди с изрядно розовыми очками – это отмечают все экспертные советы при думском комитете. Кроме того, в нем не выделены главные системные проблемы российского образования.
Олег Смолин рассказал о том, что не нравится ему и его коллегам по фракции:
– Мы противники массового свертывания системы высшего образования в России, тем более в условиях кризиса. Сократить за 5 лет количество вузов на 40% и филиалов на 80% – такого не предлагал даже Гайдар в лихие 90-е… Это имеет очень серьезные последствия для социальной и политической стабильности в стране.
Мы по-прежнему противники так называемого реформирования РАН. Количество бумаг, по данным академика Черешнева, выросло на два порядка. Сегодня группа депутатов нашей фракции внесла законопроект “Образование для всех” (подробности в материале “Отвечая чаяниям”) – нас, правда, за него уже обругали – мы понимаем, что, кто умеет – пишет законы, кто не умеет – ругает…
Олег Николаевич пригласил всех депутатов стать соавторами нового законопроекта, подчеркнув, что “при данном курсе образовательной политики модернизация в экономике не состоится”.
Зампред Комитета по образованию Виктор Шудегов (фракция “Справедливая Россия”), сославшись на решение профильного комитета и постановления Госдумы по отчету, в которых отмечается отсутствие достижений в области образования, внес предложение фракции об освобождении министра Д.Ливанова от занимаемой должности. “Утром мы, фракция СР, вышли с предложением об освобождении Д.Ливанова от должности министра в связи с утратой доверия”, – заявил он.
Предложение принято не было: за отставку проголосовало 196 депутатов при необходимых 226, а против – 178.
В итоге Госдума постановила принять к сведению доклад о реализации государственной политики в сфере образования в 2014/2015 учебном году и рекомендовать правительству при подготовке следующего такого материала “обратить внимание на необходимость отражения в нем результатов реализации государственной политики в сфере образования непосредственно за отчетный период”. В докладе должны быть проанализированы изменения нормативных правовых актов, актуальные проблемы в сфере образования, вызвавшие в отчетном периоде наибольший общественный резонанс, и перечислены меры, принятые для их решения.
Любопытный комментарий о дискуссии в Думе оставил в Facebook’е заместитель президента РАН Владимир Иванов: “Рискну выступить адвокатом дьявола, но справедливости ради надо заметить, что Д.В.Ливанов – один из самых эффективных министров. Под его руководством решены стратегически важные задачи по ликвидации советского наследия в области науки и образования. Как и предписывалось, образование переориентировалось с подготовки творцов на воспитание квалифицированных потребителей. Ликвидирована Академия наук – научная структура мирового класса, являвшаяся бесспорным конкурентным преимуществом СССР и мировым культурным наследием… Особо следует подчеркнуть, что все его действия выполняются в рамках и в соответствии с законами, принятыми Госдумой… Как и положено министру, Д.В.Ливанов четко и последовательно выполняет поставленные задачи”.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев