В столкновении мнений. Новый закон рождается в спорах.

В День российской науки представители верхней палаты парламента — председатель Госдумы и главы профильных комитетов, а также руководители Российской академии наук и Минобрнауки встретились с учеными, получившими недавно статус профессоров РАН. На мероприятие были приглашены, конечно, не все полтысячи профессоров, а полтора десятка.
Главной темой беседы стал готовящийся Закон о научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в Российской Федерации. Самого документа пока нет даже в виде проекта. Как сообщил председатель Комитета по науке и наукоемким технологиям академик Валерий Черешнев, его концепция еще находится в стадии разработки. Так что законодатели попросили научную общественность высказывать пожелания — какие положения должны быть внесены в закон.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин напомнил об имеющемся у депутатов и ученых “непростом, но крайне важном опыте совместного обсуждения законопроектов”. Главный урок, извлеченный из этого опыта, — “категорическая недопустимость поспешных решений и необходимость выверенных профессиональных обсуждений при принятии того или иного стратегического решения”.
Видимо, он имел в виду Закон о реорганизации РАН, который в результате отчаянного сопротивления научного сообщества удалось существенно улучшить, впрочем, не изменив сути. Радует, что думцы, принимая системообразующий для науки закон, не хотят вновь вступать в конфронтацию с научным сообществом.
— Мы обязаны укреплять диалог между парламентом и Российской академией наук, профильными министерствами и ведомствами, — подтвердил Сергей Нарышкин. — Ситуация такова, что только вместе мы можем эффективно отвечать на те вызовы, которые сегодня стоят.
Спикер начертил “дорожную карту” создания закона, над которым трудится рабочая группа, состоящая более чем из 70 представителей всех секторов науки, органов исполнительной власти и депутатов. Концепция, техническое задание на законопроект и сам документ будут разработаны в течение полутора лет, так что во второй половине 2017 года закон должен быть внесен в Госдуму.
Президент РАН Владимир Фортов предложил выступающим, несмотря на праздничный характер заседания, “не сглаживать ситуацию и ставить важные вопросы”. И начал первым. Запущенную два года назад реформу РАН он назвал одной из самых болезненных в истории академии и отметил, что ученые рассчитывают на помощь парламентариев, которая позволит пройти этот этап с наименьшими потерями. Хотя Академия наук и сама многое для этого делает.
— Одна из последних наших инициатив — введение звания “профессор РАН”, — отметил Владимир Фортов. — Сегодня в орбиту академии вошли около 500 молодых талантливых ребят, и нам еще многое предстоит сделать, чтобы это взаимодействие стало неформальным.
Новоявленные профессора представили свои предложения по вопросам реформы науки, научно-технического развития России, кадрового обеспечения академических институтов, интеграции науки и образования. Но в обсуждении концепции закона о науке в основном участвовали представители Госдумы, РАН и министерства.
Валерий Черешнев сообщил, что законодатели намерены включить в готовящийся вариант Закона о науке положения Закона о реорганизации РАН, причем с поправками. Поглощение ФЗ №253 от 27 сентября 2013 года поддержала вице-президент РАН, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ академик Талия Хабриева.
— Юристы приветствуют такое решение комитета, и научное сообщество его наверняка одобрит, — отметила она. — Точечное регулирование, которое быстро произошло, не работает на науку: управленческие системы выстроены неудачно.
По мнению академика Хабриевой, ограничиваться абсорбцией Закона о реорганизации РАН не стоит, необходимо идти дальше.
— Если мы хотим, чтобы закон о науке “стянул” все разрозненные правовые конструкции, которых очень много, надо подумать и о других законах, которые были приняты в последнее время, — считает она. — Принципы регулирования должны быть едиными.
А вот глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов не согласился с академиками Черешневым и Хабриевой в том, что новый закон должен содержать положения, касающиеся организации деятельности отдельных научных структур.
— Неправильно инкорпорировать в Закон о науке Закон о РАН, — подчеркнул министр. — Тогда в него надо вносить и раздел об университетах, корпоративной науке. Такой путь заведет нас в тупик. В качестве базовых положений Закона о науке важно зафиксировать свободу научного творчества, свободу исследователей в выборе тематик и средств исследований, а также статус и гарантии ученых, в том числе все, что связано с продвижением по карьерной лестнице, потому что это сильный мотиватор. Должны быть прописаны и инструменты государственной поддержки науки, будь то фонды или госзадание. Разделять же науку на секторы малопродуктивно. Это приведет к большому количеству бесплодных споров.
Как видно, договориться участникам работы над главным научным законом будет не так-то просто. По словам Валерия Черешнева, проект концепции документа планируется обсудить в Госдуме уже в марте-апреле этого года, а в сентябре-октябре будут проведены парламентские слушания с широким участием научной общественности.

Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев