Имидж на экспорт. Российской науке добавят пиара.

Мем “британские ученые” в последние годы очень популярен в Сети. Между тем российские ученые ничем не хуже. Создать инфраструктуру для распространения российских научных новостей в мировом информационном пространстве призван новый проект, который начинает Информационное агентство России ТАСС совместно с тремя ведущими российскими университетами: МФТИ, НИУ ВШЭ и Сколковским институтом науки и технологий (Сколтех), — международная лента новостей Russian Scientists News Feed. Его цель, как заявлено инициаторами, — “создание и поддержание устойчивой новостной повестки вокруг российских ученых и их научных работ”. Проект был представлен в ТАСС на приуроченном к Дню российской науки круглом столе “Образ российской науки в мире”, в котором приняли участие заместитель министра образования и науки Александр Повалко, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, директор Института проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН, член Попечительского совета Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов, первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг, проректор МФТИ по науке и стратегическому развитию Тагир Аушев, а также представители ТАСС, российские и зарубежные журналисты, молодые ученые.
Главные вопросы дискуссии: каков имидж российской науки за рубежом, нужно ли им управлять, если да, то как, и какова роль в этом процессе Министерства образования и науки, университетов, самих ученых? Александр Повалко считает, что многие российские ученые являются лидерами в своих научных направлениях, но об их достижениях необходимо рассказывать — как внутри страны, так и за рубежом. Без такой информации университеты остаются “невидимками” для ученых, преподавателей, абитуриентов, за которых сейчас идет острая конкуренция между вузами. По словам замминистра, формировать позитивный образ российской науки необходимо и в России, и вне ее. Причем вносить в решение этой задачи свою лепту должны все — от отдельных ученых до министерства, но основная нагрузка лежит все-таки на университетах.
Николай Кудрявцев отметил, что Проект 5-100 подталкивает вузы-участники к развитию контактов с международным сообществом, хотя “здесь у каждого вуза свой путь и отличаются условия”. Например, многие выпускники МФТИ, чтобы не терять квалификацию, в 1990-х годах уехали работать в зарубежные международные центры. И они “сделали большой вклад в популяризацию МФТИ”. Проект 5-100 и программа НИУ позволили оснастить вуз современным оборудованием и развить инфраструктуру. На новом этапе очень быстро развивается международное сотрудничество, причем инициатива во многом идет снизу. По словам ректора, приходится бороться с тем, что ученые, даже уже достигнув результатов мирового уровня, не торопятся их обнародовать, видя новые перспективы исследований. “Нужно научные достижения популяризировать и на средней стадии, привлекать к ним внимание общества. Это очень важно для развития науки и получения финансовых ресурсов”, — считает Николай Кудрявцев.
Александр Кулешов не без скепсиса заметил, что “имидж науки и ее реальное состояние — две разные сущности”. Вторая мысль, высказанная академиком: внешний имидж — продолжение внутреннего. Например, имидж советской науки внутри страны был очень высок, и поэтому не приходилось заботиться о том, как ее воспринимают за рубежом: она ценилась высоко. Прежде всего, надо озаботиться имиджем науки внутри страны.
Близкую мысль высказал и Тагир Аушев: “Не создав у нас в России имиджа ученого как элитарной прослойки, которая много дает обществу, невозможно будет донести этот посыл до общества западного”. Созданию такого внутреннего имиджа во многом могут способствовать сами ученые — популяризацией своих научных результатов.
Впрочем, тут все не так плохо, динамика в последние годы позитивная — это следовало из сообщения Леонида Гохберга, рассказавшего, какой видится российская наука у нас в стране и за рубежом.
Что же предлагается сделать, чтобы о достижениях российских ученых больше узнавали за рубежом? Как рассказала руководитель “ТАСС-наука” и научно-популярного портала “Чердак” Александра Борисова, агентство уже начало давать научные вести из университетов на новостных лентах. Университеты-партнеры генерируют новостные поводы и готовят новости, а ТАСС предлагает редактуру, адаптацию материала для широкой аудитории и распространение информации по своей сети.
— Поскольку подписчиками ТАСС являются ведущие международные и национальные агентства новостей, через них, надеемся, мы доберемся и до широкого читателя за рубежом, — рассказала А.Борисова. — Сейчас эта работа только началась, пока в ней задействованы три университета, но нам очень хотелось бы расширять сеть партнеров среди российских университетов, и не только университетов. Со своей стороны, мы будем расширять сеть распространения, будем работать как с читателями в СМИ, так и с потребителями этой информации в академическом и экспертном сообществе”.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев