Следы иммигрантов

Загадочные люди вторглись в Европу в конце последнего ледникового периода и изменили ее население, генетики проанализировали митохондриальную ДНК интервентов. С подробностями — New Scientist.
Как сообщает New Scientist со ссылкой на Current Biology, около 14,5 тысячи лет назад Европа претерпела большие популяционные изменения, следы которых сохранила ДНК из костей охотников-собирателей того времени. Благодаря исследованиям древней ДНК начало заселения Европы представляется в виде последовательных волн иммиграции на континент, которые приносили новые гены и новые технологии. Согласно этим данным, современная Европа сформировалась в результате трех главных популяционных переворотов: ранние охотники-собиратели, прибывшие в Европу около 40 тысяч лет назад, были почти полностью вытеснены земледельцами и скотоводами, пришедшими со Среднего Востока около 8 тысяч лет назад, а те, в свою очередь, стали свидетелями наплыва скотоводов из евразийских степей около 4,5 тысячи лет назад. Однако публикуемое сейчас исследование, которое провели немецкие палеогенетики из Института изучения истории человека Макса Планка (Max Planck Institute for the Science of Human History) в Йене под руководством Йоханнеса Краузе (Johannes Krause), несколько усложняет четкую схему. По последним данным, около 14,5 тысячи лет назад, когда Европа вышла из последнего ледникового периода, охотников-собирателей, переживших холодные условия, в значительной степени вытеснила другая популяция. Откуда именно она пришла, пока неясно, но, похоже, из более теплых областей далеко на юге. “Рабочая гипотеза предполагает существование убежища от ледников, прежде покрывавших континент, на юго-востоке”, — цитирует Краузе New Scientist.
Авторы проанализировали митохондриальную ДНК 55 древних европейцев, которые жили на территории Италии, Германии, Бельгии, Франции, Чехии и Румынии. Самому старому образцу 35 тысяч лет, самому молодому — 7 тысяч. По словам Краузе, “это первый взгляд на популяционную динамику плейстоцена в Европе”, при котором выявился совершенно неожиданный популяционный сдвиг, имевший место 14,5 тысячи лет назад. Все прежние исследования были сконцентрированы на образцах 10-тысячелетней давности. Митохондриальная ДНК представляет только часть истории популяции, это генетический материал, передаваемый по материнской линии, но, тем не менее, анализ древних митохондриальных ДНК трех индивидуумов, которые жили определенно раньше 10 тысяч лет назад на территории Бельгии и Франции, отнес их к типу под названием “гаплогруппа М” (в нее объединены люди с общим предком и одной и той же маркерной единичной мутацией). Признаков этой гаплогруппы нет у современных европейцев, но она часто встречается у азиатов, австралийцев и индейцев.