Помчатся поезда. РАН и РЖД ускорят развитие железнодорожной отрасли.

Российская академия наук и ОАО “Российские железные дороги” заключили очередное соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили президенты РАН и компании “РЖД” Владимир Фортов и Олег Белозеров. В первый раз подобная договоренность была достигнута в 2006 году, следующая — в 2010 году.
Для взаимодействия с РЖД Российская академия наук собрала самых разных экспертов: энергетиков, механиков, специалистов по логистике… Ученые РАН, выполняя решения Совета Безопасности и Государственного совета, большое внимание уделяют обеспечению защищенности от катастроф критически и стратегически важных объектов. О достижениях в этой области как раз накануне шла речь на заседании Президиума РАН, одним из вопросов которого стала безопасность на железных дорогах.
Активно работает Объединенный ученый совет ОАО “РЖД”, в состав которого входят ведущие отраслевые и академические ученые. “Прямое взаимодействие с отраслевой наукой для академии очень важно”, — подчеркнул В.Фортов.
По словам О.Белозерова, подписанный документ необходим РЖД для актуализации и научных знаний, и практического обеспечения деятельности компании. “Без науки мы точно никуда не двинемся”, — заявил он. Глава РЖД считает, что железнодорожная наука “находится на высочайшем уровне, но это было бы невозможно без совместных исследований, проводимых отраслевыми специалистами и учеными РАН”. “В академии всегда найдут наилучшее решение”, — сделал комплимент партнерам глава РЖД.
Владимир Фортов и Олег Белозеров рассказали об основных направлениях совместной работы, которые предусматривает новое соглашение. Документ учитывает опыт взаимодействия в рамках соглашения 2010 года, а также изменения в правовом статусе РАН и порядке управления научными исследованиями, связанные с созданием Федерального агентства научных организаций.
Соглашение включает несколько направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: “Качество, надежность, безопасность”, “Перспективные технологии”, “Эффективность”, “Инновационная экосистема и научно-технический комплекс” и “Рациональное природопользование”.
Сотрудничество будет продолжено в таких областях, как стратегическое планирование развития железнодорожного транспорта; повышение защищенности важных объектов от тяжелых катастроф; безопасность эксплуатации железных дорог в экстремальных условиях Сибири и регионов Крайнего Севера; совершенствование систем энергообеспечения транспорта, (суперконденсаторы, местные энергоустановки, парогазовые электроустановки); кибербезопасность интеллектуальных систем управления и т.д.
“Тема безопасности и надежности технических структур и аналитических систем обширна. Это клубок вопросов очень нелинейный: требуются сложные математические модели”, — отметил президент РАН. Владимир Евгеньевич рассказал, что совместная деятельность будет касаться и медицинских проблем: при огромных скоростях и нагрузках на транспорте необходимо регистрировать самочувствие машиниста. Будут решаться социальные вопросы с учетом перспектив развития Транссиба и территорий опережающего развития.
Один из вопросов, который волнует РАН и РЖД, — взаимодействие “колесо — рельс”. Занимается этим наука трибология (наука о трении и процессах, его сопровождающих). Проблема не новая, но появляются более совершенные методики диагностики. “Сегодня изменилось и само колесо, — заметил О.Белозеров. — Это более эффективное колесо”. По мнению главы РЖД, одним из основных направлений совместной работы должен стать переход “на хорошие математические модели”.
Президенты ответили на вопрос корреспондента “Поиска”, не помешает ли экономическая ситуация в стране реализовать задуманное.
— Я был бы неискренен с вами, если бы сказал, что все у нас безоблачно. Инвестиции приторможены, и это влияет на нас тоже. Тем не менее даже в этих сложных условиях, в кризис, мы видим со стороны РЖД желание поддержать науку и получить результаты. Необходимо понимать, что потери от аварий и неправильных решений исчисляются многими процентами ВВП, — ответил Владимир Фортов.
— РЖД добавили свои инвестиции в науку, именно потому, что сейчас мы не настолько богаты, чтобы принимать непродуманные решения, — обозначил логику своей компании Олег Белозеров.
Соглашение между РАН и ОАО “РЖД” будет реализовываться посредством заключения отдельных договоров. Для координации НИОКР создана двусторонняя рабочая группа. Ее сопредседателями стали старший вице-президент ОАО “РЖД” по инновационному развитию — главный инженер В.Гапанович и председатель Рабочей группы при президенте РАН по анализу риска и проблем безопасности, главный научный сотрудник Института машиноведения РАН член-корреспондент РАН Н.Махутов.

Андрей СУББОТИН
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев