Знак сверхпочета. Президентские гранты прибавляют в престиже.

В последнее время стало традицией оглашать имена победителей научных конкурсов в начале февраля, к профессиональному празднику российских ученых. Подвел итоги очередной конкурсной кампании года и Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ.
В 2016-2017 годах 400 молодых кандидатов (МК) и 60 молодых докторов наук (МД), списки которых опубликованы в этом номере “Поиска” (с. 10-19), будут ежегодно получать на проводимые их группами исследования по 600 тысяч и миллиону рублей соответственно.
Позднее будет представлен список президентских стипендиатов — молодых ученых и аспирантов, работающих по приоритетным направлениям модернизации экономики (СП). Конкурсы по этому направлению также проводит Совет по президентским грантам. Он утвердил более 420 отобранных экспертными комиссиями победителей, которые в течение трех лет, начиная с 2016 года, будут получать ежемесячную президентскую поддержку. Кстати, организаторы конкурса нашли возможность несколько увеличить с этого года сумму стипендии — с 20 до 22,8 тысячи рублей.
Каковы были особенности нынешней кампании? Насколько жесткой была конкуренция? Что представляют собой участники и победители конкурса? Об этом на заседании Совета по грантам рассказал заместитель директора Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации, секретарь совета Александр Ладный (на верхнем снимке справа).
Он сообщил, что на конкурсы по поддержке молодежи поступило 5302 заявки, из них 2235 от молодых кандидатов наук, 267 — от молодых докто-ров и 2800 — от претендентов на президентские стипендии. На рисунке видно, как из года в год меняется число конкурсантов.
За президентские стипендии разворачивается все более жесткая борьба: молодежь явно входит во вкус. По сравнению с первым конкурсом в этом году количество заявок на конкурс СП выросло в 2,2 раза. Рост интереса наблюдался по всем направлениям, но наибольшую активность по сравнению с 2015 годом проявили молодые ученые, работающие в таких областях, как “Космические технологии”, “Энергоэффективность и энергосбережение”, “Стратегические информационные технологии”. Конкуренция среди потенциальных президентских стипендиатов была очень острой: конкурс составил семь заявок на место (в прошлом году на одну позицию претендовало в среднем 4 человека).
Сохранился высокий уровень конкуренции и среди молодых кандидатов наук: средний конкурс здесь составил 5,6 заявки на грант. В этом году существенно снизился конкурс у гуманитариев. Впрочем, он все равно остался высоким — 8,6. По степени заинтересованности участников лидировали также “Биология и науки о жизни”, “Информационно-телекоммуникационные технологии”, а наименьший конкурс был по “Математике и механике”.
В соревновании молодых докторов наук средний конкурс составил 4,5. Наблюдалось падение числа заявок по сравнению с прошлым годом в направлениях “Общественные и гуманитарные науки”, “Медицина”, “Химия, новые материалы и химические технологии”. А вот в “Физике и астрономии” конкурс вырос почти вдвое.
Географическое распределение участников и победителей конкурсов вполне традиционно: лидируют представители Центрального, Сибирского и Приволжского федеральных округов и таких субъектов Федерации, как Москва, Санкт-Петербург и Новосибирская область.
Список ведомств, сотрудники организаций которых представили на конкурс свои проекты, тоже почти не изменился: впереди Минобрнауки России и ФАНО, третье и четвертое места у МГУ и Минздрава.
Лидерство среди учреждений, чьи соискатели президентских стипендий и грантов были наиболее успешны, сохранил МГУ, он удерживает этот статус вот уже более пяти лет. На второе место вышел Томский политехнический университет. Занимавший эту позицию в прошлом году Санкт-Петербургский государственный университет стал восьмым. Зато в списке лидеров появился Южный федеральный университет.
В Совете по грантам отслеживают судьбу лауреатов президентских конкурсов. Представляя победителей 2016 года, Александр Ладный отметил, что более 50% выигравших докторов наук ранее получали гранты МК. Почти четверть из числа нынешних грантополучателей — кандидатов наук выигрывает конкурс уже не первый раз. Кроме того, обладателями грантов МК стали 30 президентских стипендиатов. По мнению секретаря совета, это говорит о стабильном росте научной квалификации получателей государственной поддержки.
Министерство образования и науки РФ решило привлечь президентских лауреатов к воспитанию научной смены, сообщил А.Ладный. Осенью прошлого года в Севастополе был проведен первый Международный научный форум молодых ученых “Наука будущего — наука молодых”. В числе экспертов представленных на форум студенческих работ были победители конкурсов для МК и МД. Кроме того, они выступали с лекциями, участвовали в работе секций форума, общих дискуссиях. Опыт по налаживанию образовательных и научных связей между молодыми учеными, по привлечению студентов к решению актуальных задач и закреплению их в науке был признан успешным. Поэтому планируется организовать в нынешнем году вторую подобную конференцию в Казани.
Параллельно с конкурсом на президентские гранты была проведена оценка результатов работ по продолжающимся проектам. Эксперты рассмотрели 1310 годовых научных и финансовых отчетов. Впервые за последние шесть лет два грантодержателя, кандидаты наук из Санкт-Петербургского госуниверситета и Института проблем химической физики РАН, получили такие низкие оценки, что договоры с ними решено было прервать.
В целом же результаты первого года работы предыдущих лауреатов удовлетворили организаторов конкурса. Число статей, напечатанных в изданиях, которые индексируются в базах данных WoS и Scopus, у МК в 2015 году по сравнению с 2014-м выросло по всем направлениям, но особенно заметно (на 30%) — по химии и физике. У МД в среднем наблюдалось незначительное снижение публикаций, зато в технических науках их количество увеличилось в семь раз.
Если утверждение результатов конкурсов МК, МД, СП проходило спокойно, то ситуация с грантами для ведущих научных школ (ВНШ) вызвала много дискуссий. Конкурс ВНШ проводится в четные годы, так что в 2016-м должен начаться очередной грантовый цикл. Однако победители конкурса ВНШ 2016 года пока не определены. И вот почему.
Раньше грант для ВНШ составлял около 500 тысяч рублей. В 2015 году на президентскую поддержку научных школ было выделено всего 80 млн рублей. Было определено 400 победителей, которые в течение двух лет ежегодно получали примерно по 200 тысяч рублей. Ясно, что на коллектив из нескольких десятков человек этих сумм совершенно недостаточно. Правда, некоторые известные ученые настаивали на том, что в данном случае статус важнее, чем средства. Представители министерства, в свою очередь, считают, что деньги выделяются на проведение научных исследований, а не на поддержку статуса ВНШ. Пока шла борьба мнений, интерес к конкурсу падал и число его участников неуклонно снижалось.
Поэтому совет принял волевое решение — начиная с этого года сократить количество грантов ВНШ с 400 до 150, пропорционально уменьшив квоты по направлениям, что дало возможность увеличить сумму гранта до 1 миллиона рублей в год.
— Сто пятьдесят ведущих школ на всю Россию — это мало, но сверхпочетно! — прокомментировал ситуацию председатель Совета по грантам, ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого  член­-корреспондент РАН Андрей Рудской (на нижнем снимке).
Как и ожидалось, в связи с сокращением числа грантов и увеличением их обеспеченности конкуренция среди научных школ обострилась. В среднем конкурс составил более 7 заявок на место, а по общественным и гуманитарным наукам он достиг запредельной величины — более 33 (!). В таких условиях выбрать наиболее достойных очень трудно. Но к этому ожидаемому осложнению добавилось еще одно, непредвиденное.
 Ранее было решено, что члены совета, а также председатели и члены экспертных комиссий не могут принимать участие в конкурсах по поддержке ведущих научных школ. Однако, несмотря на это, один член совета и 52 эксперта, в том числе пять руководителей экспертных групп, решили-таки подать заявки на конкурс ВНШ-2016.
Чтобы не ставить под угрозу своевременное проведение экспертизы заявок на конкурсы МК, МД и СП, Бюро Совета по грантам приняло решение сохранить экспертные группы и комиссии в прежнем, утвержденном советом, составе. Но в связи с возникшим конфликтом интересов эти экспертные органы были освобождены от проведения оценки заявок претендентов на звание ВНШ 2016 года. Планируется, что в роли экспертов выступят представители российской научной диаспоры. А утверждать результаты будет Совет по грантам.
Кто победит в конкурсе ведущих научных школ 2016 года, выяснится только через полтора-два месяца — столько времени займет экспертная оценка заявок лидеров. Организаторы конкурса надеются, что эта задержка не повлияет на качество работы ВНШ, ведь грант двухлетний. Главное — обеспечить максимальную прозрачность процедуры определения победителей.

Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев