Наследие неадертальца

Древняя ДНК в геномах современных людей влияет на некоторые физиологические характеристики. О результатах масштабного исследования сообщает журнал The Scientist. Неандертальские варианты генов у современных людей евразийского происхождения занимают от 1 до 4% генома. Новое исследование показало, как эта архаичная ДНК может влиять на состояние здоровья. В работе, охватившей данные электронных медицинских карт и связанные с ними сведения о ДНК более 28 тысяч индивидуумов, было установлено, что неандертальский генетический вклад хоть и невелик, но оказывает значительное влияние на риск возникновения, среди прочего, депрессии, поражений кожи и избыточной свертываемости крови. Остатки ДНК неандертальцев в геномах современных людей — это результат скрещивания между двумя предковыми подвидами. При том, что некоторые участки нашего генома содержат больше неандертальских генетических вариантов, чем другие, было неизвестно, оказывают ли они какое-либо функциональное влияние и если оказывают, то какое. Эволюционный биолог и биоинформатик Джон Капра (John Capra) из Университета Вандербильта (Vanderbilt University) в Нашвилле, штат Теннесси, с коллегами подошли к выяснению этого вопроса неординарно, в масштабе полного генома. “Предыдущие исследования были сфокусированы на индивидуальных генах”, — отмечает эксперт The Scientist Расмус Нильсен (Rasmus Neilsen) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkeley). Но сейчас, чтобы понять, насколько включения ДНК неандертальцев влияют на видимые признаки, впервые систематически перебрали все имеющиеся сведения о генетических вариациях людей, пояснил ученый.Анализируя участки с неандертальской ДНК у современных людей, авторы исследования сосредоточились на наиболее распространенных однонуклеотидных полиморфизмах, так называемых SNP, вариациях замен одной “буквы” в последовательности ДНК, которые в популяциях служат генетическими маркерами. Это позволило оценить, насколько они ассоциированы с какими-либо медицинскими показателями, отмеченными в базе данных 28 тысяч пациентов. Просмотрев в этом контексте известные точечные различия в массовом порядке в процессе полногеномного анализа комплексных признаков (Genome-wide complex trait analysis, GCTA), ученые обнаружили связь с депрессией, расстройствами настроения и особым видом поражения кожи, который вызывает пребывание на солнце. Изучение индивидуальных SNP позволило выявить связь неандертальских вариантов с табакокурением, урологическими проблемами и гиперкоагуляцией — повышенной свертываемостью крови. По словам Джона Хоукса (John Hawks) из Университета Висконсина (University of Wisconsin), “связь очень невелика”, но статистически достоверна. Так, риск развития, например, депрессии, при наличии неандертальского варианта, составляет всего 1-2%.