Был только миг

Астрономы обнаружили и локализовали источник загадочного радиоизлучения в далекой галактике. Об этом сообщает Nature News.Странные вспышки космических радиоволн, длящиеся не больше нескольких миллисекунд, астрономы наблюдали с 2007 года. Сейчас впервые удалось установить источник этих импульсов: он находится в галактике, удаленной от нас на 1,9 миллиарда парсеков, или 6 миллиардов световых лет. Предположительно, источник представляет собой результат слияния двух нейтронных звезд, пояснил в комментарии для Nature News руководитель наблюдений Эван Кин (Evan Keane) из британской Обсерватории Джодрелл Бэнк (Jodrell Bank Observatory) под Манчестером и ведущий автор публикации об открытии в Nature. По словам эксперта издания Кийоси Масуи (Kiyoshi Masui) из Университета Британской Колумбии (University of British Columbia) в Канаде, “проведены измерения, которых давно ждали”. Обнаружение многих подобных быстрых вспышек радиоизлучения и измерение расстояния до их источника позволят астрономам использовать эти сигналы как маяки, освещающие эволюционный путь Вселенной. Все кроме одной из 16 ранее зарегистрированных быстрых радиовспышек были выявлены спустя много времени после того, как сигналы достигали Земли, в архивных данных наблюдений телескопов. Сегодня суперкомпьютеры позволяют обрабатывать такие сигналы в реальном времени и улавливать их, как только они доходят до нас, говорит Кин. Самую короткую вспышку, которая длилась меньше одной миллисекунды, обнаружили с помощью австралийского телескопа “Паркс” 18 апреля 2015 года. Разрешения этого инструмента для локализации сигналов было не достаточно, но Кин, увидев сообщение об открытии, экстренно оповестил коллег, работающих на наземных и космических телескопах с высоким разрешением, организовав, таким образом, сетевое наблюдение. Спустя два часа после первой вспышки Австралийский компактный массив радиотелескопов (Australia Telescope Compact Array) в Новом Южном Уэльсе уловил в том же месте затухающее остаточное радиоизлучение. Это позволило сузить поле наблюдений, которые продолжил один из крупнейших аппаратов — японский оптический телескоп “Субару” с диаметром зеркала 8,2 метра, установленный на горе Мауна-Кеа на Гавайях. Ученые почти не сомневаются, что источник интригующего излучения находится в единственной в том районе эллиптической галактике. Эта галактика относительно стара, и новые звезды в ней образуются очень редко. А потому Кин с коллегами считают, что вспышка возникла при столкновении нейтронных звезд, которые, прежде чем слиться, вращались друг вокруг друга. На нейтронные звезды указывает краткость вспышки — послесвечение от столкновения более крупных объектов, таких как белые карлики или массивные сверхновые, было бы в других временных масштабах.