Март под знаком Марса. Стартовала долгожданная космическая миссия.

На днях российская ракета-носитель “Протон-М” вывела в космос аппараты совместной европейско-российской космической миссии “ЭкзоМарс”, которую готовили с начала 2000-х годов. Марсианская программа Европейского космического агентства (ESA) и ГК “Роскосмос” состоит из двух этапов: в ходе первого с космодрома “Байконур” в Казахстане к Красной планете отправился орбитальный аппарат со спускаемым модулем, а далее — в 2018 году (в настоящее время обсуждается перенос сроков на 2020 год) на поверхность Марса должна быть доставлена многофункциональная посадочная платформа с марсоходом. Как следует из сообщений пресс-службы Института космических исследований РАН — головной организации по научному обеспечению проекта “ЭкзоМарс”, орбитальный аппарат первой миссии Trace Gas Orbiter (TGO) предназначен для наблюдений атмосферы и поверхности планеты, а посадочный модуль “Скиапарелли” (Schiaparelli) — для отработки технологий посадки.

Специалисты всего мира с воодушевлением следили за началом выполнения сложнейшей совместной космической программы. Примерно через 12 часов после запуска миссии наземной станцией в Малинди (Кения) был получен первый радиосигнал и вскоре состоялась передача первой тестовой телекоманды. Управление модулем принял Европейский центр управления полетами в Дармштадте (Германия).
Уже известно, что межпланетный перелет будет длиться около 7 месяцев. После прибытия к Марсу в середине октября нынешнего года запланированы отделение и посадка на его поверхность модуля “Скиапарелли”. Оставшийся на орбите TGO с середины декабря 2016 года начнет маневры по снижению орбиты, переходящие в фазу аэробрейкинга (снижение высоты орбиты с помощью атмосферы Марса), которая продлится от 6 до 9 месяцев. Конечная цель — достижение круговой орбиты с высотой 400 км над поверхностью Марса. Длительность миссии — марсианский год, или около 687 земных суток.
Российские исследователи участвуют в создании комплекса научной аппаратуры орбитального аппарата TGO. Два прибора из четырех на его борту — родом из Института космических исследований. Это комплекс спектрометров АЦС (ACS — Atmospheric Chemistry Suit) для изучения химии атмосферы Марса и нейтронный детектор ФРЕНД (FREND, Fine-Resolution Epithermal Neutron Detector) для исследования распространенности водяного льда и водородсодержащих соединений в верхнем слое грунта. За несколько месяцев до запуска миссии директор Института космических исследований академик Лев Зеленый уточнил в интервью “Поиску” (№39, 2015), что “в научной программе миссии ключевую роль будут играть приборы, разработанные в ИКИ под руководством Игоря Митрофанова и Олега Кораблева”.
Сегодня на сайте института сообщается, что одна из главных задач комплекса АЦС — “наблюдать за веществами, которых в марсианской атмосфере очень мало, и требуется очень высокая чувствительность, чтобы зарегистрировать их” (речь в первую очередь идет о газах, которые содержатся в атмосфере в следовых количествах, — отсюда название аппарата “Trace Gas Orbiter”). Вместе с АЦС такие наблюдения будет вести и европейский прибор NOMAD.
Нейтронный детектор ФРЕНД, как следует из сообщения пресс-службы института, продолжит эксперименты по картированию распространенности водяного льда в грунте планеты, которые ведутся в ИКИ РАН с начала 2000-х годов. Ученые рассчитывают, что более высокое — по сравнению с предыдущим сходным экспериментом — пространственное разрешение прибора позволит, во-первых, “увидеть” тонкие детали отложений вечной мерзлоты под поверхностью Марса и, во-вторых, выбрать наиболее интересное место для последующих исследований. Кроме этого, с помощью дозиметрического модуля “Люлин-МО” в составе прибора (разработка Института космических исследований и технологий Болгарской академии наук) будет измеряться радиационный фон на трассе перелета и на орбите вокруг Марса. Первое включение приборов для проверки их работоспособности запланировано на начало апреля.
Комментируя сценарий второго этапа миссии, Лев Зеленый в интервью “Поиску” отмечал: “Планируется посадка на поверхность Марса многофункциональной платформы. Над ней уже трудятся наши “смежники” из Научно-производственного объединения им. С.А.Лавочкина. А мы готовим внушительный комплект исследовательской аппаратуры, которая разместится как на самой платформе, так и на довольно крупном трехсоткилограммовом шестиколесном марсоходе (им занимаются коллеги из Европейского космического агентства). Ровер предполагается снабдить оригинальной буровой установкой, позволяющей брать образцы вещества с глубины около двух метров”.
Сегодня известно, что второй этап проекта предусматривает доставку на поверхность Марса российской посадочной платформы с европейским автоматическим марсоходом на борту. Марсоход оснащен комплексом научной аппаратуры “Пастер”, в который входят два российских прибора: ИСЕМ и “АДРОН-МР”. Главная цель исследований с борта марсохода — непосредственное изучение поверхности и атмосферы Марса в окрестностях района посадки, поиск соединений и веществ, которые могли бы свидетельствовать о возможном существовании на планете жизни. Россия отвечает за посадочную платформу, которая доставит марсоход на поверхность планеты. После прибытия марсохода платформа начнет работать как долгоживущая автономная научная станция. На ее борту будет установлен комплекс научной аппаратуры для изучения состава и свойств поверхности Марса.
Фото с сайта ИКИ РАН