К атаке готовы

Прорывное открытие в исследовании рака: ученые обнаружили существование мутаций, свойственных всем раковым клеткам пациента, это повышает эффективность иммунотерапии и может сделать ее еще более персонализированной. С подробностями — EurekAlert!.

Принцип направленной иммунотерапии рака состоит в мобилизации клеток иммунной системы, Т-лимфоцитов, на разрушение специфических клеток опухоли. В одном из последних номеров журнала Science опубликованы результаты исследования, которое показало, что, несмотря на чрезвычайное разнообразие мутаций, происходящих в клетках злокачественной опухоли в одном организме, у каждого пациента есть мутации, общие для всех его раковых клеток и благодаря им атака на рак посредством Т-клеток иммунной системы может стать беспроигрышной. По мере роста опухоли в разных ее частях появляется все больше новых уникальных генетических нарушений, которые дают о себе знать своеобразными метками на поверхности клеток, эти новые метки — белки-неоантигены. Проанализировав данные сотен пациентов с раком легких, авторы публикации — британские онкогенетики, работающие под эгидой благотворительных организаций Cancer Research UK и Rosetrees Trust, — выявили неоантигены, представляющие самые ранние раковые мутации. Оказалось, что они присутствуют абсолютно на всех клетках опухоли, а не только у каких-то их разновидностей, то есть они клональны — происходят от первой мутировавшей клетки. Но самое главное — ученым удалось выделить из образцов двух пациентов специализированные клетки иммунной системы, Т-лимфоциты, которые способны распознавать эти клональные метки.
В организме Т-клетки своего разрушительного потенциала не проявляют, потому что они выключены защитными механизмами опухоли. Однако открытие само по себе предполагает возможность терапии путем специфического активирования этих клеток иммунной системы, взятых у пациента, культивированных и нацеленных на выявленные общие неоантигены с тем, чтобы разрушить сразу все опухолевые клетки. В ходе проведенного исследования выяснилось еще одно важное обстоятельство: генетическая сложность рака с множеством неоантигенов — это свойство ветвистого развития опухоли, но те общие для всех раковых клеток мутации, о которых идет речь, возникают в самом начале, в так называемой стволовой части. Исследователи считают, что именно ответвления с их генетическим разнообразием позволяют опухоли стать устойчивой к лекарствам. Поэтому, по словам одного из авторов публикации — профессора Чарльза Суэнтона (Charles Swanton) из Университетского колледжа Лондона (UCL), ахиллесовой пятой сложных типов рака являются антигены ствола, именно на них в первую очередь должны быть направлены клетки иммунной системы.