По реке времен. Классика Серебряного века не увядает.

В Библиотеке Академии наук открылась выставка “Легкозвонный стебель”, посвященная классику литературы Серебряного века и русского зарубежья Борису Зайцеву (1881-1972). Забытый в советскую эпоху, за последние два десятилетия он завоевал сердца читателей, открывших в нем тонкого лирика, чья проза сравнима с поэзией, музыкой и живописью — не случайно стиль Зайцева связывают с импрессионизмом. “Легкозвонным стеблем” называл его талант Константин Бальмонт. 
Впервые с поистине академической полнотой представлено многообразие творческого наследия писателя: романы, в частности четырехтомная автобиографическая эпопея “Путешествие Глеба”, повести и рассказы, книги паломнических странствий, духовная проза, сборники мемуаров “Москва” и “Далекое”, дневники и письма — всего более 200 экземпляров изданий. Дореволюционные российские издания соседствуют с прижизненными зарубежными (кстати, последние попадали в БАН и были доступны еще в советское время). Несколько книг Зайцева, отсутствующих в государственных собраниях, передали для экспонирования читатели библиотеки. 
Особый интерес вызывают ранние газетно-журнальные публикации, в том числе литературный дебют Зайцева в московской газете “Курьер” в 1901 году — эскиз “В дороге”, и “Открытое письмо Луначарскому” в редком журнале “Народоправство” (выходил в период между двумя революциями 1917 года), гласившее, что “нельзя быть писателем и дружить с полицейским”. Впечатляет превосходное состояние этих раритетов, напечатанных на не слишком качественной бумаге, — спасибо хранителям! 
Потрясения революционных лет привели Зайцева, в отличие от многих мастеров Серебряного века, к осознанному принятию православной веры, к поиску высшего смысла даже в трагических событиях и явлениях: они “всегда научают. Бессмысленного нет”. В 1964 году он написал последний свой рассказ “Река времен”, впоследствии включенный критикой в десятку лучших русских произведений этого жанра в ХХ веке. 
В экспозиции можно увидеть первые издания принадлежащих перу Зайцева знаменитых художественных биографий: “Жизнь Тургенева”, “Жуковский”, “Чехов” — он как никто умел почувствовать родственную душу художника. Уроженец Орла, закончивший свои дни в Париже, для современников был олицетворением спокойствия, умиротворенности и благородства. После посещения выставки его книги хочется читать и перечитывать. 
Аркадий СОСНОВ
Фото предоставлено БАН
На снимке: выставку открыл директор БАН Валерий Леонов

Нет комментариев