Вчера и завтра

Премьер-министр Дмитрий Медведев провел заседание правительства, на котором обсуждался, в частности, проект Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы.
Открывая дискуссию, глава кабинета министров напомнил, что в этом году будут отмечаться важные и для нашей страны, и для всего мира юбилейные даты в освоении Вселенной: 12 апреля — 55-летие первого полета в космос, а 31 марта — полвека со дня старта с космодрома “Байконур” автоматической межпланетной станции “Луна-10”, ставшей, по сути, первым искусственным спутником Луны.
По словам гендиректора госкорпорации “Роскосмос” Игоря Комарова, с учетом сложившейся экономической и внешнеполитической ситуации при разработке ФКП было решено определить ряд приоритетных мероприятий, реализация которых “позволила бы гарантированно обеспечить динамичное развитие отечественной космонавтики и минимизировала риски и потери позиций в этом виде деятельности”. К таковым отнесено в том числе “создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки”. Как пояснил И.Комаров, в период с 2016 по 2025 год в рамках этого направления планируется осуществить запуски 15 космических аппаратов и увеличить при этом состав орбитальной группировки с одного в 2015 году до четырех космических аппаратов в 2025-м.
О том, каким образом в подготовке космических программ задействовано отечественное научное сообщество, на заседании рассказал президент Российской академии наук Владимир Фортов. Так, РАН и “Роскосмос” воссоздали специальный совет, учрежденный еще академиком Келдышем для рассмотрения научных аспектов освоения космоса. “Тот документ, который сегодня обсуждается, тоже прошел не только через этот совет, но и через Президиум Академии наук”, — заверил В.Фортов.
Глава РАН подчеркнул, что финансирование фундаментальной части космических исследований сокращено “не очень сильно”, в результате в программу включены эксперименты со спектром в рентгеновском и ультрафиолетовом излучениях, задачи по изучению Луны, опыты на МКС. “К сожалению, во вторую очередь переведены работы по солнечно-земным связям”, — посетовал В.Фортов и выразил надежду на то, что с увеличением финансирования это направление исследований будет добавлено в ФКП. Комментируя российско-европейский проект “ЭкзоМарс-2016”, глава РАН заявил, что “половина аппаратуры, которая стоит на этом объекте, сделана в Российской академии наук”.
По итогам обсуждения решено принять проект постановления правительства о Федеральной космической программе, сообщает пресс-служба кабинета министров.