Изгнание стагнации. Дмитрий Ливанов уверен в эффективности реформ.

 

Спокойная и почти благостная атмосфера царила в этом году на отчетной коллегии Минобрнауки РФ, что оказалось неожиданным на фоне неутихающей критики, которой деятельность министерства то и дело подвергается со стороны общественности и парламентариев. Тон задала заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, доложив, что ведомство хорошо поработало в 2015 году. Она, в частности, оценила успехи ряда вузов, серьезно продвинувшихся в международных и особенно в предметных рейтингах. “В QS World University Ranking, к примеру, заметно улучшили свои позиции Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Дальневосточный федеральный университет и ряд других”, — сказала она. 
Отметила Ольга Голодец и серьезные подвижки в развитии сектора профессионального образования, включая организацию работы по созданию профстандартов и развитию системы оценки квалификации, а также участие в движении WorldSkills и выбор Казани как места проведения чемпионата рабочих профессий WorldSkills Competition-2019. “Думаю, это будет серьезным импульсом для привлечения внимания к рабочим профессиям и качеству подготовки, которое, в том числе, во многом определяет и качество российской экономики”, — добавила вице-премьер.
Дмитрий Ливанов в своем докладе более детально отчитался об уже упомянутых и других достижениях (с полной версией отчета за 2015 год можно ознакомиться на страничке http://минобрнауки.рф/новости/7990) и обозначил основные задачи Минобрнауки на 2016 год и обозримую перспективу. Министр доложил, что будет продолжена работа по внесению уточнений и изменений в содержание ФГОС и по конкретизации содержания школьных предметных курсов. В этом году также ожидается запуск проекта “Электронная школа” — это открытый электронный ресурс в помощь педагогам и учащимся. 
Новой масштабной задачей в сфере общего образования объявлено создание порядка 7 млн учебных школьных мест в рамках программы “Содействие созданию в субъектах новых мест в общеобразовательных организациях”. На достижение этой цели отводится 10 лет. За это время ожидается увеличение числа школьников на 3,5 млн. Министерство обещает, что в результате удастся ликвидировать вторую и третью смены, детей переведут из изношенных и устаревших школьных зданий в новые, современные. Обратив внимание на всеобщую “усталость от постоянных изменений ЕГЭ”, Д.Ливанов напомнил, что заявленная его ведомством трехлетняя “пауза” нужна для того, чтобы вдумчиво подготовить новации, которые войдут в практику с 2018 года. Он предложил, к примеру, провести широкие дискуссии о введении обязательных экзаменов по физике, истории, обществознанию и другим предметам. “Если общество решит — будем расширять перечень”, — пообещал министр. 
Глава Минобрнауки с удовлетворением доложил, что в профобразовании удалось многое переменить к лучшему. Доля выпускников девятых классов, продолжающих свою образовательную траекторию в колледжах и техникумах, растет (сегодня их примерно 40%). В этом году предусмотрено оснащение этих учебных заведений более чем 4 тысячами единиц современного оборудования, включая технологически сложные тренажеры-имитаторы. Будет создано порядка 
6 тысяч новых ученических мест (в кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебных полигонах и площадках предприятий). “Мы на федеральном уровне считаем развитие СПО одним из приоритетов, серьезным ресурсом. В рамках ФЦПРО будем инвестировать в те регионы, которые активно развивают свои системы профобразования”, — заявил Д.Ливанов. Министр также сообщил, что для тренировки национальной сборной WorldSkills Russia предусмотрено создание нескольких региональных центров, оснащенных самым современным производственным и учебным оборудованием. 
В вузовском сегменте, согласно докладу, тоже все идет довольно гладко. Доступность высшего образования не снизилась: бюджетные места предусмотрены для половины выпускников школ. При распределении КЦП на будущий год учтены пожелания 13 тысяч ключевых российских работодателей. Год минувший внес свой вклад в оптимизацию системы высшего образования — задокументированы решения о реорганизации 10 университетов и ликвидации более 108 филиалов, примерно столько же филиалов будут закрыты к 2017 году.
В 2015 году появился новый инструмент оценивания трудоустройства молодых специалистов. “Каждый год данные из нашей информационной системы по выпускникам вузов (а их примерно 1,2 млн) соотносятся с данными Пенсионного фонда о страховых отчислениях работодателей. В результате мы получаем уникальные сведения (естественно, они деиндивидуализированы) о том, трудоустроены или нет выпускники того или иного вуза, обучавшиеся по конкретным образовательным программам, и если да, то какова их среднемесячная зарплата”, — уточнил министр. Полученные данные, по его словам, влияют и на политику распределения КЦП. Так, в результате выявления спроса на специалистов технического и педагогического профиля (около 80% трудоустраиваются по специальности в течение года) повысился удельный вес бюджетных мест на этих направлениях. 
Пресловутый избыток юристов и экономистов (половина от не устроившихся в первый трудовой год) преодолевается, в том числе, и отказами в государственной аккредитации: за два предыдущих года число укрупненных групп специальностей по экономике уменьшилось на 19%, по юриспруденции — на 10%. Министр подчеркнул, что процедуры лицензирования и аккредитации не удается пройти преимущественно негосударственным вузам, а выступивший на коллегии руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов напомнил, что “решения принимаются экспертами, которых мы привлекаем, как правило, из ведущих национальных исследовательских и других университетов”. 
Достижения вузов, участвующих в Проекте 5-100 с 2012 года, с точки зрения главы министерства и его коллег, весьма обнадеживают, однако заметных результатов следует ожидать лет через пять после его запуска. В ряду приоритетных задач Минобрнауки на ближайшую пятилетку — создание опорных университетов в большинстве регионов РФ (порядка 90). В 2016 году их количество достигнет 20, на 2017-й запланирована организация еще 30. “Сделаем все от нас зависящее, чтобы там работали лучшие ученые и преподаватели. Для студентов будут созданы все условия формирования компетенций, необходимых для эффективной работы в высокотехнологичных, инновационных и наукоемких отраслях промышленности”, — пообещал министр. Каковы в этом плане перспективы вузов, которые не относятся ни с статусным, ни к опорным, он не уточнил. 
Согласно отчету, в науке целевые показатели также в основном достигнуты, а тенденции — позитивны. Впервые за 25 лет отмечено увеличение числа ученых в стране, а доля исследователей в возрасте до 39 лет, по данным Росстата, составила 41%. Преодолен спад публикационной активности — с 2015 года начался и долгожданный рост доли публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science. Увеличиваются негосударственные расходы на исследования и разработки. Данные факторы позволяют говорить о формировании задела на развитие отечественной науки в долгосрочной перспективе. Государство нарастило финансовую поддержку фундаментальных и поисковых исследований с 2012 года на 15% (c 85 до 100 млрд рублей). Почти 20% средств выделяются на поддержку проектов и идей на конкурсной (грантовой) основе. Решение этой задачи существенно обеспечивают научные фонды, общий объем финансирования которых в 2016 году вырастет до 28,3 млрд рублей. 
Центрами научной деятельности в регионах, как констатировал Д.Ливанов, становятся университеты. Там возрастает численность исследователей и затраты на изыскания, причем быстрее, чем в институтах ФАНО, а доля публикаций ППС вузов составляет почти 40% от общего числа (ученых ФАНО — 32,8%). При этом 14,4% — это совместные публикации ФАНО России и университетов. “Предстоит изменить систему госзадания, по которой институты финансируются по штатному расписанию”, - пообещал министр. 
На вопросы о том, как должен быть устроен научно-технологический комплекс и какими быть коммуникационным механизмам между наукой, государством, бизнесом и обществом, должна ответить Стратегия научно-технологического развития на долгосрочный период. Ее разработка запланирована на 2016 год, и сейчас идет активное обсуждение этого проекта. Свой взгляд на пути перехода от уравнительной системы финансирования науки к конкурсной изложил на коллегии председатель Совета по науке при Минобрнауки РФ академик Алексей Хохлов. Его выступление стало, пожалуй, единственным существенным комментарием к научной части министерского отчета, содержащим конструктивную критику проектов, предлагаемых сегодня управленцами. Подробно с позицией академика можно ознакомиться в материале “Исправить управление”, недавно опубликованном на страницах “Поиска” (№10-11, 2016). 
В целом положению дел в научной сфере на коллегии было уделено куда меньше внимания, нежели ситуации в образовании. Может, потому, что, как заметил министр, реформирование РАН пока не оказывает положительного влияния на продуктивность академической науки? “Но, я думаю, результат обязательно придет… Чтобы остановить стагнацию, предстоит реализовать еще целый ряд экспертных решений”, — уверен Дмитрий Ливанов. 
Татьяна Возовикова
Фото с сайта Минобрнауки РФ

 

Нет комментариев