И дышат, и прыгают. Кристаллы оживают под руками химиков.

Умелые руки химиков способны буквально оживить кристаллы: новые материалы, которые синтезируются в лаборатории многоспиновых координационных соединений Международного томографического центра (МТЦ) СО РАН, дышат, меняют окраску и даже… прыгают. Неудивительно, что для обсуждения подобной тематики был выбран необычный формат — недавно в Доме ученых Новосибирского академгородка прошла встреча в российско-британском научном кафе по теме “Молекулярные магнетики: от магнитов к материалам”. Мероприятие было организовано Отделом науки и инноваций Посольства Великобритании в Москве, Британским консульством в Екатеринбурге совместно с МТЦ и Сибирским отделением РАН. Кафе собрало 50 ведущих ученых в области магнетохимии.
Ключевыми спикерами стали британский профессор Малкольм Холкроу (профессор неорганической химии, Университет Лидса) и новосибирский профессор Виктор Овчаренко (член-корреспондент РАН, МТЦ СО РАН). Профессор Холкроу выступил с докладом “Строение: функциональные исследования переключаемых молекулярных магнетиков — от молекул к материалам”. Профессор Виктор Овчаренко представил доклад на тему “Дышащие кристаллы”.
Надо отметить, что сибирские и британские химики сотрудничают не первый год — в недавно вышедшей монографии о спиновых переходах под редакцией ведущего мирового специалиста в этой области Малкольма Холкроу одна из глав написана Виктором Овчаренко и его коллегами. Более тесное взаимодействие в исследованиях спиновых переходов стало возможным благодаря полученному в 2015 году гранту РФФИ на проведение совместных работ в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Российским фондом фундаментальных исследований и Лондонским Королевским обществом. Одна из основных целей таких исследований — способствовать созданию рабочих элементов для квантовых компьютеров.
Для обсуждения работ по выполнению проекта профессор Холкроу впервые посетил Новосибирск и особо оценил Международный томографический центр, где кроме дышащих кристаллов получены соединения, меняющие окраску при понижении температуры, что важно для создания индикаторов, работающих в условиях экстремального холода — как в космосе, так и в Арктике.
Что касается прыгающих кристаллов, то этот эффект обнаружен учеными МТЦ СО РАН не так давно. Уже известно, что полученные соединения реагируют на облучение и температуру. По словам Виктора Овчаренко, за счет накопления выделившегося при разложении кислорода оставленные на столе кристаллы способны самопроизвольно прыгать в течение двух-трех месяцев. Если кристаллы поместить в холодильник, то двигаться они перестанут. В будущем на основе полученных материалов можно будет создать новые сенсоры, реагирующие на излучение.
По материалам пресс-службы СО РАН