Сила гриба

У известных грибов обнаружена способность к извлечению железа из минералов, а также рассечению твердой породы. С подробностями — Science NOW.
О том, что грибы, бактерии и другие микроорганизмы играют важную роль в выветривании — физическом и химическом разрушении горных пород, — геохимики-микробиологи знали давно. Но все эксперименты, проводимые для оценки биогенного вклада в этот процесс, подразумевали, что микробы воздействуют на породу, находясь в порах, а потому они воспроизводили ситуацию как бы “с расстояния вытянутой руки”. В исследовании, о котором сообщает журнал Geology, Генри Тэн (Henry Teng) из Университета Джорджа Вашингтона (George Washington University) и его коллеги сконцентрировали внимание на местах соприкосновения микроорганизмов с минералами. Результаты указали на большее, чем предполагалось, участие грибов в процессе выветривания на границе между живым и неживым и бόльшую значимость микробов в качестве экстракторов питательных веществ, отмечает Science NOW. В работе Тэна с соавторами описано взаимодействие с железосодержащими минералами грибов Talaromyces flavus, которые были открыты довольно давно, в 1970-х годах. Грибы этого рода обитают в почве и на некоторых органических материалах. Однако никто до сих пор не вглядывался в их взаимодействие с субстратом с такой тщательностью, как сделали это авторы публикации.
Штамм грибов, способный извлекать из породы железо, был обнаружен учеными в серпентиновом руднике около Дунхая, в Китае, при поисках микробов, способных извлекать магний. Эти микробы предполагается использовать для снижения содержания в атмосфере углекислого газа путем перевода его в состав стабильного твердого соединения — карбоната магния — экологически чистым и недорогим способом. При культивировании нескольких десятков выявленных микроорганизмов ученые установили, что эффективнее всех извлекают из силикатного минерала лизардита не только магний, но и железо грибы Talaromyces flavus. В дальнейших лабораторных исследованиях выяснилось, что, как только клетка гриба прикрепляется к поверхности лизардита, она высвобождает кислоту — в месте прикрепления немедленно падает pH. Затем ученые обнаружили там же выброс известных веществ сидерофор, которые выделяются микроорганизмами и переводят железо в растворимую форму. Однако, как говорят авторы, на этом работа гриба не заканчивается. Под микроскопом они наблюдали в лизардите места, разъеденные грибными спорами, и трещины, оставленные длинными нитевидными образованиями из клеток грибов, гифами. Гифы могут оказывать на породу, тем более лишенную железа, сильное давление, и это значительно способствует ее обнажению.