Вести с Весты

Космический аппарат Dawn, запущенный НАСА четыре года назад, подлетел к первой из своих целей, астероиду Веста. Об этом сообщает National Geographic News.
Корабль-исследователь, преодолев 2,5 миллиарда километров космического пространства, оказался в самом сердце астероидного пояса, что между Марсом и Юпитером. Его цели — 530-километровый астероид Веста и самый большой, 940 км в поперечнике, астероид (он же маленькая планета) Церера. Встав сейчас на орбиту Весты на расстоянии 2735 километров от астероида, Dawn, на борту которого установлены камеры для съемки с высоким разрешением — до 250 метров на пиксель, в течение года будет изучать рельеф поверхности небесного тела. На нем установлена также спектральная аппаратура для картирования минерального состава по всему астероиду. За время работы над Вестой Dawn приблизится к астероиду настолько, что к концу этой части миссии их будет разделять всего 180 километров. С особой тщательностью аппарат изучит большой кратер на южной стороне астероида. Предполагается, что это углубление величиной с Тихий океан образовалось при давнишнем столкновении с другим небесным телом, в результате чего на Землю посыпались бесчисленные метеориты. Астероидный пояс между Марсом и Юпитером — основной источник упавших на Землю метеоритов — считается кладезем космических ископаемых, оставшихся от образования планет Солнечной системы около 4,6 миллиарда лет назад. Тем он и ценен для науки.
По окончании картирования и анализа с помощью бортовых инструментов поверхности Весты в июне 2012 года один из трех двигателей корабля будет перезапущен и начнется его реактивное движение со скоростью почти 150 тысяч километров в час в сторону второй цели. Это движение должно быть обеспечено выбросом ионов газа ксенона. Спустя три года, если все пойдет по плану, Dawn встанет на орбиту карликовой планеты Церера. Подобно спутнику Юпитера Европе Церера может нести под своей ледяной поверхностью большие скопления воды, в которой может быть примитивная жизнь. Веста и Церера — два крупнейших астероида в Солнечной системе. Но они очень разные. Веста — самый плотный объект вулканического происхождения, и с него к нам попало огромное количество метеоритов, около 5% всех упавших на Землю. Напротив, плотность Цереры, масса которой составляет четверть массы всего астероидного пояса, существенно меньше. Метеориты с Цереры неизвестны. Поверхность Цереры, вероятно, представляет собой смесь водяного льда и различных гидратированных минералов, таких как карбонаты и глины. Церера, как предполагается, имеет каменное ядро и ледяную мантию. Первым аппаратом НАСА, который изучал астероид, был корабль NEAR (Near Earth Asteroid Rendezvous), несколько раз облетевший околоземный астероид Эрос в 2000 и 2001 годах. А до того был зонд “Галилео”, который по пути к Юпитеру в 1991 и 1993 годах пролетал мимо двух астероидов. Облеты астероидов совершили еще два аппарата — Deep Space-1 в 1999-м и зонд Stardust в 2002-м. Deep Space тоже был на ионном двигателе, но развиваемая им скорость была гораздо меньше, чем у Dawn.