Запрос на стыковку. Университеты СНГ синхронизируют образовательные программы.

 

“Цель нашего сотрудничества — повышение глобальной конкурентоспособности на образовательном пространстве Содружества в целом и каждого его участника в отдельности. У нас общее прошлое, и мы знаем его сильные стороны, у нас есть язык коммуникаций. Следовательно, мы можем выигрывать и на масштабе, на разделении труда”, — этими словами открыл круглый стол “Перспективы развития образовательного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств” его модератор, научный руководитель Института образования НИУ “Высшая школа экономики” Исак Фрумин. Участниками встречи, состоявшейся в рамках прошедшего недавно Московского международного салона образования, стали руководители профильных министерств и эксперты в сфере образования стран СНГ.
Министр образования Республики Беларусь Михаил Журавков обозначил вектор развития системы высшего образования своей страны (43 государственных и 9 частных вузов). В целом он совпадает с направлением, в котором движутся и другие национальные образовательные системы, ориентируясь на мировые тенденции и стратегию перехода к экономике знаний. В Белоруссии учатся более 13 тысяч граждан государств Содружества, университеты республики поддерживают партнерские отношения примерно с двумя тысячами вузов СНГ. Уникальный и полезный опыт, который республика готова внести в общую копилку стратегии развития, связан с формированием образовательных кластеров — комплексов учреждений, реализующих программы разного уровня. 
По убеждению министра образования и науки Республики Армения Ливона Мкртчана, именно качественное образование в ближайшем будущем поможет решить многие серьезные задачи в рамках совместных проектов наших стран. Говоря, в частности, о форме сотрудничества с РФ, он напомнил, что в конце прошлого года ректоры 36 университетов подписали меморандум о намерениях по формированию вузовской ассоциации “Россия-Армения”, призванной содействовать реализации совместных образовательных программ. В задачи ассоциации входят разработка учебно-методических материалов, организация дистанционного и электронного обучения, создание субъектов научной и инновационной инфраструктуры, проведение общих научно-образовательных мероприятий и др. Координаторы рабочей группы — Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ” и Российско-Армянский университет.
Тему качества образования, от которого в немалой степени зависит решение проблемы кадрового обеспечения национальных экономик, продолжил замглавы Минобрнауки РФ Александр Климов. Он предложил обсудить вопросы использования профессиональных стандартов, а также выработать единое понимание общей задачи развития наших систем образования. “Нам кажется, что такая совместная работа дала бы импульс к повышению результативности образовательных программ в СНГ”, — отметил он. В числе наиболее эффективных, по его мнению, путей достижения этой цели замминистра назвал сетевое взаимодействие вузов и учреждений СПО, позволяющее объединить потенциалы организаций обоих уровней, а также создание университетами базовых кафедр в организациях стран — соседей по СНГ. Такие меры должны повысить студенческую мобильность и способствовать лучшему пониманию экономических механизмов взаимодействия стран Содружества выпускниками их вузов. Перспективными в этом плане Александр Климов считает и совместное внедрение дуального обучения, и использование инструментов WorldSkills для формирования системы объективной оценки профессиональных компетенций выпускников колледжей и вузов.
Упомянув в своем выступлении и такие значимые проекты, как сетевые университеты ШОС и СНГ, замглавы Минобрнауки РФ обратил внимание на нестыковки в содержании образовательных программ вузов-участников. “Через полгода-год при активной работе мы сможем понять, какими должны быть программы, а затем подумать и о том, как обеспечить их ресурсную базу (суперсовременное производство, квалифицированные преподаватели, средства на поддержание мобильности и т.д.). Это новый серьезный проект, который даст возможность получить новые подходы к разработке образовательных программ”, — заверил А.Климов.
Среди основных направлений дальнейшего развития сотрудничества были названы обеспечение сопоставимости стандартов качества образования, взаимное признание дипломов и документов о присуждении ученых степеней на территории стран-членов СНГ, формирование и развитие интеграционной инфраструктуры, создание системы мероприятий по обмену опытом в сфере образовательных инноваций и др. Одной из первоочередных мер, порученных Исполнительному комитету СНГ по итогам круглого стола, должно стать проведение мониторинга деятельности 17 базовых организаций в сфере образования, расположенных в России и Белоруссии. На основе его результатов будут выработаны предложения по усилению их роли в развитии общего образовательного пространства. Вопрос совершенствования механизмов межвузовского сетевого взаимодействия будет рассмотрен Советом по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ в рамках празднования 25-летия Содружества, которое мы отмечаем в текущем году. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев