НАНОскоп №48

Вопросы реализации ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы” и перспективы развития Национальной нанотехнологической сети стали главными темами совещания руководителей головных организаций ННС, состоявшегося 10 августа в Минобрнауки.

Открывая совещание, заместитель министра Сергей Мазуренко отметил важность данной ФЦП для развития отечественной наноиндустрии. Он также заметил, что и в ходе других федеральных программ, в частности “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы” и “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы, делается немало для решения задач в данной области.
Основным результатам и ключевым проблемам реализации ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы” был посвящен доклад начальника отдела наносистем и материалов Минобр­науки Ольги Анашиной. Она напомнила собравшимся основные этапы и трудности реализации ФЦП, в том числе связанные с внесением ряда изменений в программу, вызванных секвестированием средств федерального бюджета в 2009 году более чем на 35%. Результатом этого стала отмена создания 10 НОЦ и сокращение работ по программе в целом. Однако по инициативе Минобр­науки программа была продлена на 2011 год, и сегодня работы практически по всем запланированным проектам движутся к завершению.
Ольга Дмитриевна также напомнила, что в рамках ФЦП государственными заказчиками выступают Минпромторг России, Роскосмос, ФСТЭК России, Росстандарт и Госкорпорация “Росатом”. Один из главных получателей бюджетных средств — РАН. Государственный заказчик-координатор — Минобрнауки России. Общий объем финансирования ФЦП — 27,3 млрд рублей. Из них 17,15 млрд по направлению “Развитие приборно-инструментальной составляющей инфраструктуры наноиндустрии” (в том числе из внебюджетных источников — 1,7 млрд рублей) направлены на формирование материально-технической базы ННС, включая закупку, поставку, осуществление строительно-монтажных работ, шефмонтажа и пусконаладочных работ по введению в эксплуатацию оборудования для организаций ННС.
Обращаясь к представителям головных организаций, О.Анашина отметила, что основными задачами, которые необходимо решить на завершающей стадии реализации ФЦП, являются привлечение внебюджетных средств в установленных объемах и своевременный ввод в эксплуатацию инвестиционных объектов ФЦП.
Подробнее о мерах, необходимых для успешного завершения ФЦП, участникам совещания доложил генеральный директор “Государственной дирекции целевой научно-технической программы” Андрей Петров:
— Средства на реализацию программы государством выделены практически в 100-процентном объеме. Если говорить про бюджетную компоненту, то на сегодня реализация бюджета на исполнение работ по программе по некоторым госзаказчикам реализована на 100%, по некоторым приближается к 90%.
Опасений, что в результате секвестирования программы не будет реализована бюджетная компонента, ни у кого нет.
Но, как известно, продолжил Андрей Николаевич, любой объект программы создается на средства из двух источников. Так вот с внебюджетными средствами ситуация хуже. На большинстве объектов с привлечением внебюджетных средств справились хорошо, однако в отдельных случаях имеются проблемы.
Замминистра настоятельно порекомендовал всем представителям головных организаций, принявшим участие в совещании, активно “взаимодействовать по данному вопросу” с соответствующими департаментами Минобрнауки, чтобы решить имеющиеся проблемы в срок.
— Вопросы, связанные с работами в области нанотехнологий, развитием отечественной наноиндустрии, имеют большой резонанс в обществе, — подчеркнул Сергей Николаевич. — Надо учитывать, что вокруг них существует еще и немало спекуляций. И мы не должны давать лишнюю пищу для этого. Просьба к дирекции жестко контролировать ситуацию. Хочу напомнить, что, когда формировалась программа, определялись головные организации, никто никого насильно не заставлял, все сами рвались работать. На сегодня государство практически все свои обязательства по финансированию программы выполнило и даже перевыполнило, несмотря на кризисные явления, от которых многие другие программы пострадали. Нам же правительство пошло навстречу. А значит, как говорится, любовь должна быть взаимной. Стоит ли напоминать, что до конца года времени осталось не так много?!
Вторая часть совещания была посвящена вопросам формирования, результатам деятельности и перспективам развития ННС.
В докладе ведущего советника отдела наносистем и материалов Минобрнауки Андрея Шмакова участникам совещания были представлены некоторые результаты мониторинга, проведенного министерством в январе — марте 2011 года по формируемым (и уже сформированным) объектам инфраструктуры ННС, составляющим ее исследовательскую и технологическую базу (“Поиск” №31-32, 2011), а также документы, составляющие нормативно-правовую базу ННС (в частности Положение о ННС, где обозначены основные термины в сфере нанотехнологий и наноиндустрии, цель, задачи, принципы формирования и функционирования ННС; приказ Минобрнауки России от 7 февраля 2011 г. №173, утвердивший требования к участникам ННС, критерии соответствия организаций требованиям к участникам ННС, порядок вхождения организаций в состав ННС и выхода организаций из состава ННС, порядок взаимодействия организаций в составе ННС; перечень организаций-участников ННС, утвержденный в июле 2011 г. (в состав ННС вошли 10 ведущих  научно-исследовательских и 40 образовательных организаций из 7 федеральных округов и 22 городов РФ).
Как отметил Андрей Александрович, в настоящее время с учетом распоряжения Правительства РФ, утвердившего категории продукции наноиндустрии, успешно продолжается взаимодействие Минобрнауки и Росстата, направленное на совершенствование формы федерального статистического наблюдения продукции, связанной с нанотехнологиями. Прорабатывается вопрос, чтобы в указанной форме, наряду с товарами и услугами, нашли отражение выполняемые организациями научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опыт-но-технологические работы, имеющие отношение к сфере нанотехнологий.
Среди задач, стоящих сегодня перед исполнителями ФЦП, докладчик подчеркнул необходимость усиления конструктивного взаимодействия научно-исследовательского и образовательного сегментов ННС, а также координации деятельности участников ННС. Кстати, отметил выступающий, положительный опыт в этой области есть. Так, в ноябре 2008 года был образован Материаловедческий научно-образовательный консорциум ННС. Его участники: ФГУП “ВИАМ”, ОАО “ВНИИНМ”, ФГУП “ЦНИИ КМ “Прометей”, НИЯУ МИФИ, НИТУ “МИСиС” и Межрегиональное научно-техническое общество материаловедов России. А в мае 2010 года между головными организациями ННС по тематическому направлению “Функциональные наноматериалы для энергетики” ОАО “ВНИИНМ” и НИЯУ МИФИ заключено соглашение о совместной научно-технической и образовательной деятельности в сфере нанотехнологий.
Еще одна задача, решать которую требуется как можно скорее, связана с необходимостью активной проработки механизмов поддержки инфраструктуры ННС после завершения срока реализации ФЦП.
— Год заканчивается, подходит к завершению и программа, — подчеркнул Андрей Александрович. — Необходимо уже сегодня думать, как будет существовать и развиваться созданная инфраструктура после завершения ФЦП. Какие механизмы, позволяющие наращивать эффективность деятельности ННС, возможны в будущем? Одно из предложений — задействовать для этого средства Фонда инфраструктурных и образовательных программ.
В соответствии с поручением аппарата Правительства РФ эти и другие вопросы, касающиеся деятельности ННС, были обсуждены в ходе совещания ректоров и руководителей НОЦ вузов по тематическим направлениям ФЦП (“Поиск” №26, 2011). Участники этого совещания рассмотрели и поддержали следующие предложения Минобрнауки: первое — определить координаторов образовательной деятельности ННС (решением совещания были рекомендованы две кандидатуры — НИЯУ МИФИ и СПбГЭТУ “ЛЭТИ”). И второе — создать координационно-совещательный орган по вопросам формирования и развития ННС — Cовет ННС.
Подробнее о проекте Положения о Совете ННС представителям головных организаций ННС рассказал заместитель директора Департамента приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки Александр Савченко:
— Созданные в рамках ФЦП объекты, системы, информационные сети, как уже было сказано, требуют дальнейшего координационного сопровождения. Минобрнауки разработан и предлагается вашему вниманию проект о Совете ННС, а также предложения по структуре совета. Совет ННС должен стать постоянно действующим совещательным и координационным органом по вопросам формирования и развития ННС. Его основные функции:
— рассмотрение предложений органов координации и участников ННС по совершенствованию механизмов формирования, функционирования и развития ННС с последующей подготовкой для Минобрнауки соответствующих рекомендаций;
— рассмотрение проектов докладов министерства в Правительство РФ и Правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям по вопросам, связанным с деятельностью участников ННС, а также проектов нормативных правовых актов, касающихся деятельности ННС;
— выработка для руководства министерства предложений по вопросам:
повышения эффективности использования объектов инфраструктуры ННС и результатов деятельности участников ННС в сфере нанотехнологий и наноиндустрии;
повышения вклада участников ННС в решение задач президентской инициативы “Стратегия развития наноиндустрии” и “Программы развития наноиндустрии в РФ до 2015 года”;
включения организаций в состав ННС и исключение (выхода) организаций из состава ННС.
Согласно проекту Положения о Совете ННС, его председателем должен стать заместитель министра образования и науки РФ, курирующий вопросы государственной политики в сфере нанотехнологий и наноиндустрии. В состав Совета ННС войдут заместители председателя Совета ННС по направлениям “государственная политика”, “научная деятельность”, “образовательная деятельность и подготовка кадров”, “метрология, стандартизация и оценка соответствия”, “инновационная деятельность”, руководители головных организаций ННС, профильных департаментов Минобрнауки, а также уполномоченные представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Состав совета будет утвержден Минобрнауки.
Участники совещания в целом одобрили представленный им проект Положения о Совете ННС.
В своем выступлении заместитель директора департамента правительства С.Лебедев высоко оценил профессиональную деятельность сотрудников отдела наносистем и материалов Минобр­науки.
Руководителям головных организаций по тематическим направлениям деятельности ННС и ФГУП “ВНИИОФИ” в срок до 10 сентября 2011 года предложено предоставить в Департамент приоритетных направлений науки и технологий предложения по кандидатурам в состав Совета ННС. Кроме того, до 10 сентября в министерстве ждут предложений в план мероприятий по обеспечению эффективного функционирования и развития ННС на втором этапе реализации президентской инициативы “Стратегия развития наноиндустрии” (после завершения срока реализации ФЦП) с обоснованием необходимых объемов и указанием предполагаемых источников финансирования предлагаемых мероприятий.

Нина ШАТАЛОВА

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ПРЕДСТАВЛЕН В ФОРМАТЕ PDF.

 

Нет комментариев