Право на окраину. Как решаются жилищные проблемы молодых ученых?

Завершилась кампания 2016 года по распределению жилищных сертификатов для молодых ученых. Список счастливчиков уже утвержден Жилищной комиссией ФАНО. Теперь им предстоят приятные, хотя и весьма серьезные хлопоты по поиску и покупке квартир. Между тем не за горами новый цикл: заявления от претендентов должны быть собраны до 1 ноября. В проверке поступающих документов и консультировании заявителей активно участвуют академические общественные организации. Старший научный сотрудник Института прикладной физики РАН Яков Богомолов, представляющий в Жилищной комиссии ФАНО Профсоюз работников РАН, рассказал “Поиску” о том, какая это нелегкая работа — молодежь жильем обеспечивать. 

— Яков Леонидович, напомните историю вопроса. Когда началась “сертификатная программа”? Кто может стать ее участником? 
— Государственные жилищные сертификаты на приобретение жилых помещений начали выдавать с 2007 года. За прошедшее время квартирами по этой программе обеспечено 3280 молодых ученых, к которым уже можно приплюсовать 153 получателей нынешнего года. Сертификат — это социальная выплата, размер которой равняется стоимости 1 квадратного метра жилья в соответствующем субъекте Федерации (ежеквартально определяется Минстроем РФ), умноженной на 33. Члены семьи молодых ученых в расчет не берутся. Впрочем, владельцы сертификатов могут купить квартиру любой площади, доплатив “из своих”. 
Претендовать на получение сертификата могут кандидаты наук в возрасте до 35 и доктора наук до 40 лет включительно, работающие в подведомственных ФАНО учреждениях, имеющие стаж работы на научных должностях не менее пяти лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий по основаниям статьи 51 Жилищного кодекса. Правила предоставления молодым ученым социальных выплат определяются соответствующим приложением к подпрограмме “Обеспечение жильем отдельных категорий граждан” ФЦП “Жилище” и время от времени изменяются, иногда существенно. 
— Сколько средств выделяется на эту программу?
— В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 года №889, которым введена новая Федеральная целевая программа “Жилище” на 2015-2020 годы, за шесть лет планировалось выделить на жилищные сертификаты для молодых ученых 2 млрд 111,82 млн рублей, из них 333,93 млн рублей в 2015 году, 330,22 млн — в 2016-м, 342,44 — в 2017-м, 355,11 млн — в 2018-м, 368,25 млн — в 
2019-м, 381,87 млн — в 2020-м. Однако в текущем году в связи с кризисом финансирование программы было уменьшено на 10%. 
— Кому повезло в этом году?
— Почти всем, кто соответствовал требованиям и своевременно представил полный пакет необходимых документов. Всего было подано 317 заявлений. Многие из тех, кто не попал в категорию “соответствующих требованиям программы”, просто не представили документы в полном объеме. Справедливости ради хочу отметить, что без консультаций с компетентными лицами из ФАНО, Профсоюза РАН, Совета молодых ученых (СМУ) РАН правильно подготовить полный пакет практически невозможно. 
Впрочем, нельзя не сказать и о том, что отдельные претенденты, а также жилищные комиссии организаций проявляют вопиющую небрежность при оформлении документов. На заседании Жилищной комиссии было предложено направлять в такие институты письма-рекламации.
— Как проходило распределение сертификатов?
— Процесс обработки поступающих документов и распределения сертификатов улучшается с каждым годом. На этот раз заявки от институтов были собраны в январе. В первую очередь мы рассмотрели претендентов “на выданье”, у которых близился предельный возраст для получения субсидии. Таких набралось 17 человек. Их документы изучались особенно тщательно — с обязательной дополнительной проверкой. Уже 18 февраля прошло специальное заседание Жилищной комиссии, на котором было принято решение о выдаче 10 сертификатов прошедшим отбор кандидатам. Трое из оставшихся семи позже смогли подтвердить свое право на получение сертификата и попали в окончательный список 2016 года. В ближайшее время все, кто в нем фигурирует, получат сертификаты, после чего молодые ученые должны успеть в течение семи месяцев превратить их в квартиры.
— Чем отличалась нынешняя кампания от предыдущих?
— До настоящего времени конкурса среди тех, кто был признан участниками программы, практически не было: все, чьи документы удовлетворяли правилам, получали сертификаты. В этот раз грамотно собрать требуемый пакет документов (не без помощи вышеупомянутых консультантов) удалось большему, чем обычно, числу претендентов. И средств, увы, на всех не хватило. В итоге Жилищной комиссии пришлось принимать непростые решения. В 23 спорных случаях заявления обсуждались на заседаниях комиссии. Только девяти из них по результатам поименного голосования присвоили категорию “соответствует”. Хотя, с моей точки зрения, к этому разряду можно было отнести еще, как минимум, пять дел. 
Но даже после такого строгого отсева шести молодым ученым, полностью соответствующим требованиям, пришлось отказать в выдаче сертификата за отсутствием средств. Жилищная комиссия с сожалением исключила их из списка как самых молодых и не имеющих детей. При этом в решении комиссии зафиксировано первоочередное право этих участников на получение сертификатов в следующем году. 
Им придется снова потратить силы и средства на сбор документов, но “овчинка выделки стоит”. Сейчас на рынке жилья впервые за последние годы сложилась уникальная ситуация, когда на сертификат в большинстве регионов без доплаты можно купить однокомнатную квартиру (разумеется, на дешевых окраинах). Дело в том, что инертность рынка жилья привела к “противоходу”: стоимость сертификата выросла, а цены на квартиры упали.
Так, в Нижнем Новгороде жилищный сертификат в 2016 году потянул на 1,321 млн рублей, в Санкт-Петербурге — на 1,923 млн. Еще пару лет назад на эти средства и там, и там можно было купить однокомнатную квартиру разве что в пригороде, а сегодня реально и на городские окраины замахнуться, а в области даже приобрести “двушку”. В Москве за выдаваемые на сертификат 3 миллиона рублей квартиру и сегодня, конечно, не купишь, но можно поискать варианты за МКАД. 
— Теперь расскажите, какова роль общественных организаций, в частности Профсоюза РАН, в процессе наделения квартирами молодых ученых.
— Хорошо подготовленные представители Профсоюза РАН и СМУ РАН не первый год участвуют в первичной проверке документов и помогают молодым ученым устранять недочеты. Пакет документов — это достаточно объемная папка (в среднем, порядка 80 листов). Уже отмечалось, что с первого раза практически никому из претендентов не удается правильно все оформить. Поэтому связываемся с ними, объясняем, что нужно исправить и как это сделать. 
В начале очередной кампании в ноябре прошлого года СМУ РАН совместно с профсоюзом провели в Москве семинар по “ликвидации безграмотности”, на который собралось несколько сотен молодых ученых из разных регионов. Даже из Севастополя приехала девушка. Кстати, она потом получила сертификат, первая в Крыму.
Понятно, что на семинаре давалась информация общего характера, а в жилищных делах очень много нюансов, так что за личными консультациями люди обращаются постоянно. Благодаря знанию отдельных тонкостей жилищного законодательства, а также некоторых практических моментов, лично мне удалось многим помочь в нестандартных ситуациях. 
При этом хочу отметить компетентность, доброжелательность, конструктивный подход ответственных лиц из Управления делами и Правового управления ФАНО. Сотрудники агентства, как и наши коллеги из СМУ РАН, много времени и сил отдают этой работе. 
— А разногласия с представителями ФАНО не возникали?
— Еще как возникали! И с ФАНО, и даже со СМУ РАН. Воистину, сколько людей, столько и мнений. Именно поэтому сложные случаи выносились на общее обсуждение. Процесс принятия решений на заседаниях Жилищной комиссии, председателем которой является заместитель руководителя Федерального агентства Александр Владимирович Степанов, был организован очень демократично. Если мнения по какому-либо из претендентов расходились и прийти к консенсусу в ходе обсуждения не удавалось, проводилось поименное голосование.
На мой взгляд, жилищные сертификаты в этом году были распределены справедливо. Но если какой-то молодой ученый посчитает себя необоснованно обиженным, могу рекомендовать ему обратиться к членам Жилищной комиссии, в частности к представителям от общественных организаций, список которых опубликован на сайте ФАНО. Обязательно разберемся и поможем в следующем цикле. Он уже, можно сказать, начался.
Беседовала Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Николая АНДРЮШОВА

Нет комментариев