Вышло нано из тумана. Наука — это весело.

Пять молодых популяризаторов науки схлестнулись на символическом ринге Science Slam в стенах Национального исследовательского технологического университета “МИСиС”. Впервые “слэм” прошел на площадке этого вуза.
Напомним, Science Slam — это “научный бой” в формате стэндапа (комедийное представление разговорного жанра). Обычно встреча проходит на сцене бара или рок-клуба, только на сцене выступают не музыканты, а ученые. Молодые исследователи рассказывают о своих научных трудах широкой публике, стараясь сделать это быстро, максимально доступно и интересно. Лучшего выбирают зрители: кому аплодируют громче, тот и победитель. Громкость измеряют с помощью шумомера.
В России “слэм” появился сравнительно недавно — в 2014 году, в Москве. А вообще такой формат научных выступлений придумали в Германии: в первом десятилетии этого века немецкие молодые ученые, вдохновившись аналогичным мероприятием с участием поэтов, начали рассказывать о своих исследованиях в барах “под пиво”.
Российский Science Slam организует компания “Бумага Медиа”. Обычно в битве участвуют ученые из разных вузов, но иногда “слэмятся” молодые люди только из одного университета. Публика также бывает самой разной: от студентов до подростков.
…Импровизированная сцена была установлена в фойе главного корпуса МИСиС. Царила типичная студенческая суета, громко играла музыка. Потом на подмостки выбежали танцовщицы-болельщицы, и “слэм” начался…
“Интеллектуальную битву” открыл идейный вдохновитель боя в МИСиС, один из известных московских “слэмеров” Андрей Воронин, назвавший свое выступление “Песнь льда, пламени и электричества”. Он рассказал о термоэлектрических материалах, преобразующих тепло в электрическую энергию, способах их создания и применении в космосе и на Земле. Ученый указал на ошибки в известных фильмах, объяснил, как самостоятельно собрать зарядку для iphone и какие детали нужны для того, чтобы сделать хороший термоэлектрик.
Затем на сцену поднялись непосредственно сами “бойцы”. Первым выступил доцент кафедры физической химии МИСиС кандидат физико-математических наук Сергей Жевненко с докладом “Поверхностные истории”. Он поделился знаниями о том, что скрывается на поверхностях материалов, как активированный уголь помогает при борьбе с похмельем, и порассуждал о том, кто сильнее — слон или муравей.
Бойкий студент-второкурсник Института новых материалов и нанотехнологий МИСиС Юрий Володичев тему своего выступления обозначил как “Вселенная у нас в голове”. Молодой человек энергично расхаживал по сцене, яростно жестикулировал, говорил, что скоро нейронет, известный как Web 4.0, накроет человечество, и доказывал, что в самое ближайшее время информация будет передаваться силой мысли.
Третьим на “ринг” выбежал аспирант, лаборант кафедры функциональных наносистем и высокотемпературных материалов Артур Иштеев. Его сообщение называлось “Про свет и заряды”. Молодой ученый сейчас занимается созданием гибкого прозрачного электрода. Он порассуждал о мобильности, индустрии носимых устройств и показал зрителям видео, демонстрирующее тончайший прозрачный электрод, похожий по своей консистенции на сигаретный дым. Эта разработка позволяет отказаться от использования оксида индия-олова в сенсорных дисплеях, умных окнах и солнечных батареях. Благодаря этому стоимость гаджетов может существенно снизиться.
Следующим на сцене блистал студент Григорий Панихин с проектом “Подземная теплица”. Исследователь поднял проблему дефицита продовольствия, напомнил о суровом российском климате и предложил выращивать растения без почвы в шахтах — аэропонным способом.
Замыкал пятерку ученых аспирант кафедры функциональных наносистем и высокотемпературных материалов Андрей Юдин. Темой его выступления стало “Нано из тумана”. Андрей раскрыл секрет, как можно получить наноматериалы из тумана.
Каждая речь длилась не более 10 минут. За это время ораторам надо было успеть покорить публику. После выступления исследователям можно было задать по три каверзных вопроса. И надо отметить, что аудитория ученых не жалела — вопросы порой, казалось, ставили “слэмеров” в тупик, но те все-таки находили убедительные ответы.
Под конец битвы все выступившие поднялись на сцену, а в руках у ведущего появился шумомер. Каждый из исследователей по очереди искупался в аплодисментах, уровень громкости которых зафиксировал прибор. Оказалось, что больше всего публике понравился Андрей Юдин. Его наградили боксерскими перчатками и почетным званием “Популяризатор науки”.
Следующий Science Slam пройдет летом в столичном клубе RED. Другие энтузиасты поднимутся на сцену, чтобы рассказать о том, как создать 3D-модель вируса, как определить материалы, вызывающие рак, могут ли ценности горожан изменить облик города, и о многом другом. Вся подробная информация о мероприятии скоро появится на сайте http://science-slam.moscow/