Бананов мало?

Самый распространенный на прилавках сорт бананов Кавендиш находится на грани исчезновения, его поразило заболевание, ранее истребившее сорт Гро Мишель. Об этом пишет в издании The Scientist автор книги о бананах, известный американский журналист и популяризатор науки Дэн Кёппель (Dan Koeppel).
Бананы Кавендиш занимают около 45% мирового фруктового рынка, и, по оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, FAO, ежегодная стоимость экспорта бананов составляет 8,5 миллиарда долларов. Кавендиш пришел на смену сорту Гро Мишель, который к середине ХХ века практически исчез из-за поражения так называемой панамской болезнью, заболеванием, которое вызвано заражением растения грибком Fusarium oxysporum f.ps.Cubense. Сорт Кавендиш был выбран для коммерциализации потому, что изначально был устойчив к десятку болезней, которые поражают бананы, однако уже в конце 1980-х на азиатские банановые плантации вернулась панамская болезнь — в почве был обнаружен новый штамм ее возбудителя (Tropical Race 4). Этот штамм столь же вирулентен, как и тот, что погубил сорт Гро Мишель (Tropical Race 1). Грибок проникает в растение через корни из зараженной почвы или воды и распространяется по всему организму через растительную сосудистую систему. Подвергшееся инфекции растение сразу начинает желтеть, вянуть и усыхать, на стволе появляются коричневые и фиолетовые полоски, и в конце концов оно погибает. Но болезнь остается и через инфицированную почву распространяется от одного растения к другому, от плантации к плантации. Сегодня вернувшаяся панамская болезнь дошла до Австралии, распространившись из Азии через Тихий океан и разрушив банановую индустрию этого государства.
Однако, как установили сотрудники Центра тропических исследований и образования при Университете Флориды (University of Florida’s Tropical Research and Education Center), на которых ссылается Кёппель, новый штамм грибка панамской болезни — не единственная напасть для сорта Кавендиш. Так, банановые плантаторы, спасая свои деревья от новой формы инфекции, пересаживали их на почвы, где был прежний штамм, опасный для сорта Гро Мишель. И тогда неожиданно обнаружилось, что нынешний сорт Кавендиш уязвим и для старого штамма, он утратил былую устойчивость, за которую был некогда выбран для масштабного выращивания. Почему он стал подвержен панамской болезни — пока неясно, и это является предметом исследований. Одна из гипотез предполагает, что прежний грибковый штамм со временем эволюционировал и приспособился атаковать сорт Кавендиш, но может быть и так, что грибком, погубившим сорт Гро Мишель, поражаются не все, а только некоторые особи сорта Кавендиш, ослабленные стрессом вроде засухи или, наоборот, наводнения. А пока новая инфекция не добралась до Латинской Америки, снабжающей бананами Америку Северную, ученые ищут пути спасения популярной во всем мире культуры. В прошлом году, например, австралийский исследователь Джеймс Дейл (James Dale) из Университета Квинсленда (University of Queensland) начал полевые испытания генетически модифицированного сорта Кавендиш, который должен обладать долгосрочной устойчивостью к новому штамму возбудителя панамской болезни.