Ставка на единицу. Вузы по-новому взглянули на стратегию.

В Российском университете дружбы народов прошел круглый стол “Роль САЕ университетов-участников Проекта 5-100 в формировании конкурентоспособного научного сектора экономики. Проблема коммерциализации научного продукта”. Организатором выступил Институт космических технологий РУДН, а само мероприятие проводилось в рамках III Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы экономического развития и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. РУДН и космос: 55 лет вместе” и фестиваля “Неделя космических технологий”.

САЕ — это стратегические академические единицы. Соответствующая концепция была предложена головным стратегическим офисом Проекта 5-100 Министерства образования и науки. Суть САЕ заключается в финансовой поддержке тех научно-исследовательских и образовательных направлений, которые являются наиболее перспективными для каждого университета, участвующего в проекте. Иными словами, это новая модель образовательного процесса, инновационные исследовательские и образовательные программы мирового класса. 
Об этом, напомним, недавно и шла речь на заседании Правительства РФ (см. “Поиск” №21-22, 2016). Каждый вуз должен определиться в отношении тех междисциплинарных научных и образовательных областей, в которых он мог бы составить реальную конкуренцию другим учебным учреждениям. 
На круглом столе обсуждался широкий спектр вопросов. Какую роль вузы-участники Проекта 5-100 играют в повышении конкурентоспособности научного сектора экономики России? С какими проблемами сталкиваются руководители САЕ? Как сформулировать комплексные предложения по продвижению научных продуктов? Насколько целесообразно сейчас создание единой платформы и налаживание сетевого взаимодействия для продвижения научных продуктов на российском и зарубежном рынках? 
Выступавшие отмечали, что претендующие на лидерство университеты создают новые лаборатории, существенно обновляют техническую базу, повышают публикационную активность и взаимодействуют с учеными мирового уровня. Определение САЕ в вузах становится причиной организационных изменений, стимулирует появление новых образовательных программ и повышает конкурентоспособность образовательных учреждений и научно-исследовательских центров. В основном подобные проекты реализуются в области физики, химии, математики, ИT, медицины и общественных наук по так называемым “прорывным” направлениям. 
Суперкомпьютер “Лобачевский”, созданный в Нижегородском госуниверситете им. Н.И.Лобачевского, “ядерная батарейка” из МИФИ — каждый подобный продукт имеет высокую прикладную значимость. А Казанский федеральный университет сосредоточился на развитии САЕ “AstroChallenge”, которая объединила в себе 7 исследовательских лабораторий и 6 институтов КФУ, планетарий, обсерваторию и радиофизический полигон. Университет сформировал технологическую базу для создания прорывных космических технологий на основе учебно-научных центров и лабораторий. 
На базе РУДН в партнерстве с ОАО “ОРКК” организован Международный маркетинговый центр.
— Для успешной работы в этом направлении необходимо пройти три этапа — разработать идею, создать продукт и превратить его в товар. Помогать обратившимся в центр создавать новое, показывая конкурентоспособность на рынке, выделяя сильные стороны (цена, сроки, отражение стратегических целей заказчика и др.), — одна из приоритетных задач центра, — рассказал директор Института космических технологий РУДН Александр Чурсин.
Проблемам коммерциализации было посвящено и выступление Елены Штанской, директора научных проектов, начальника отдела международных научно-технических проектов НИТУ “МИСиС”, вуза, включенного в Проект 5-100 еще в 2012 году.
— Для всех участников Проекта 5-100 характерно отсутствие нужных для продвижения продуктов маркетинговых компетенций, механизмов сетевого взаимодействия. Мотивация сотрудников для продвижения своих продуктов довольно низкая, отсутствует единая информационная платформа, сформированный пул экспертов по САЕ, — посетовала Е.Штанская. — Стратегический маркетинг в этих вузах на сегодняшний день не такой активный, партнерские отношения существуют, только если были выстроены по старым схемам (в том числе на международном уровне по мере привлечения ученых). 
В самом МИСиС формирование САЕ для дальнейшей реализации стратегии должно принести доход от НИР и ОКР на одного научно-педагогического работника в 2020 году до 6 млн рублей, сообщила Елена Владимировна.
По мнению старшего научного сотрудника лаборатории инфракрасной спектроскопии МФТИ Александра Родина, ключевой тенденцией “становится переход к концепции Университета 3.0”, целью которого является не только подготовка высококлассных специалистов (Университет 1.0), развитие научного потенциала (Университет 2.0), но и генерирование компаний (Университет 3.0). “Таким образом, на выходе мы получим не просто специалиста, но слаженный коллектив”, — пояснил он. При этом ценность такого коллектива, считает А.Родин, “сплоченного вокруг одной идеи, выше ценности каждого ученого по отдельности”. Кроме того, создание вузами САЕ становится причиной объединения образовательных и научных подразделений университетов или генерирования новых структурных единиц. Другой тенденцией становится запуск программ двойных дипломов и открытие магистерских программ по прорывным для университетов направлениям. 
Представители Госкорпорации “Ростех” пригласили участников дискуссии к сотрудничеству в рамках “Окна открытых инноваций”: на сайте госкорпорации можно подать заявку в режиме онлайн. К совместной работе по конкретным направлениям призвали и сотрудники холдинга АО “Российские космические системы”, тем более что по многим из них — СВЧ, керамика и т.д. — работы вузами уже ведутся. В свою очередь заместитель директора департамента по диверсификации ОАО “Объединенная ракетно-космическая корпорация” Александр Лягушкин напомнил, что производственникам нужны конкретные услуги и продукты, а итогом работы САЕ должно стать “появление нового продукта или улучшение тактико-технических характеристик существующего”. 
Подготовил Андрей СУББОТИН

Фото пресс-службы РУДН

Нет комментариев