Символы неандертальцев?

Обнаружены древнейшие в мире сооружения, которые приписывают неандертальцам, — сталагмитовые круги, предназначение которых неясно. Об этом сообщает Nature News.
Полукруглым строениям из сталагмитов 176 тысяч лет, они найдены внутри пещеры на юго-западе Франции. “Большой вопрос, для чего они были возведены”, — говорит эксперт Nature News Жан-Жак Хублин (Jean-Jacques Hublin) из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology in Leipzig). “Кое-кто интерпретирует эти рукотворные сооружения как имеющие отношение к ритуалам или как символы. Почему нет? Но как это доказать?” — спрашивает известный палеоантрополог. Спелеологи обнаружили постройки в пещере Бруникель в начале 1990-х. Они находились в 300 метрах от входа, от которого в глубь пещеры вел узкий проход, местами требующий передвижения на четвереньках. Вслед за загадочными кругами археологи нашли здесь же обугленные кости травоядного пещерного медведя, но они были слишком стары для датирования радиоуглеродным методом. Несколько лет назад, купив неподалеку от пещеры летний домик, находками заинтересовалась палеоклиматолог из Королевского Бельгийского института естественных наук (Royal Belgian Institute of Natural Sciences) в Брюсселе Софи Верхейден (Sophie Verheyden). Для детального изучения непонятных сооружений она собрала группу археологов, геохронологов и других специалистов. Результаты их работы сейчас публикует журнал Nature.
Шесть из внутрипещерных строений расположены полукружьями шириной в шесть с половиной метров, каждое сложено из приблизительно 400 больших отбитых кусков сталагмитов. По мнению исследователей, эти сооружения возводились как некая форма стены. Все строительные блоки несут следы огня, который, видимо, и защищался этой стеной. Проанализировав кальцитовые натеки на сталагмитах и места отломов, специалисты установили, что строения были сложены от 174 400 до 178 600 лет назад. “Когда вы рассматриваете эти сооружения, становится ясно, что они неприродного происхождения”, — говорит Доминик Женти (Dominique Genty), геолог из Института Пьера-Симона Лапласа в Жиф-сюр-Иветт (Institute Pierre-Simon Laplace) во Франции, один из соруководителей исследования. Никаких следов ранних людей, каменных орудий или иных признаков обитаемости пещеры пока не найдено, и это дает ученым основания полагать, что строения — дело рук неандертальцев, поскольку другие гоминины в Западной Европе того времени неизвестны. Археолог из Лейденского университета (Leiden University) в Нидерландах Мари Соресси (Marie Soressi) отмечает, что способность неандертальцев, живших 176 000 лет назад, складывать сталагмиты, неудивительна. У них были сложные каменные орудия, и, более того, они даже могли использовать огонь для приготовления склеивающего раствора.

Фото с сайта http://news.nationalgeographic.com