В блеске всплесков

По результатам многолетнего российско-американского эксперимента “КОНУС-ВИНД” опубликован второй каталог коротких космических гамма-всплесков. С подробностями — Astrophysical Journal Supplement Series.
Космические гамма-всплески — это кратковременные — от десятков миллисекунд до нескольких часов — вспышки мягкого гамма-излучения с энергией фотонов от десятков до тысяч килоэлектронвольт от космических источников, регистрируемые вне атмосферы Земли. Гамма-всплески бывают “короткие” (короче 2 секунд), вызванные слиянием компактных объектов — пары нейтронных звезд или нейтронной звезды и черной дыры — и “длинные”, связанные с коллапсом ядер массивных звезд. К гамма-всплескам, вызванным слиянием компактных объектов, также относят короткие всплески с так называемым “продленным” излучением — это слабое излучение с длительностью до сотен секунд, следующее за коротким начальным импульсом всплеска. Исследования этих событий, несущих информацию об условиях в ранней Вселенной, — одна из приоритетных задач внеатмосферной астрономии, на них ориентированы космические обсерватории “Ферми”, SWIFT, “Интеграл” и ряд других. Проводимый Физико-техническим институтом им. А.Ф.Иоффе РАН с 1994 года российско-американский эксперимент “КОНУС-ВИНД” (KONUS-WIND) выгодно отличается оптимальными условиями для наблюдения этого необычного астрофизического явления — два его высокочувствительных детектора постоянно осматривают всю небесную сферу при отсутствии помех от радиационных поясов Земли и экранирования детекторов. Эксперимент является особенно важным для изучения коротких гамма-всплесков, коих более чем за 20 лет работы было зарегистрировано около 400. Это один из наибольших доступных для анализа наборов. Первый автор опубликованной работы, содержащей результаты исследования части этих коротких гамма-всплесков, зарегистрированных в период наблюдений с 1994 по 2010 год,  — молодой научный сотрудник ФТИ им. А.Ф.Иоффе Дмитрий Свинкин.
При изучении кривых блеска и энергетических спектров зарегистрированных всплесков была обнаружена дополнительная спектральная компонента, а также выявлено существенное разнообразие спектральных параметров “продленного” излучения. Авторы показали, что “продленное” излучение может содержать гораздо больше высокоэнергетичных квантов, чем считалось ранее. Кроме того, при анализе коротких гамма-всплесков был обнаружен один, выпадающий из установленной авторами корреляции между спектральной жесткостью и интенсивностью излучения, что в будущем позволит выделять такие события из общей совокупности коротких гамма-всплесков.
Аппаратура КОНУС была разработана и изготовлена более 25 лет назад в ФТИ им. А.Ф.Иоффе под руководством члена-корреспондента РАН Евгения Мазеца, в ней использованы отечественные микросхемы, и она успешно функционирует в составе американского космического аппарата “ВИНД” на протяжении двух десятков лет.