Будет жарко! Установки Большого адронного коллайдера готовят к апгрейду.

В ЦЕРН предстоит грандиозная модернизация Большого адронного коллайдера, которая будет проходить в несколько этапов в течение ближайших 15 лет. Российские институты, члены научных коллабораций ЦЕРН, активно включились в подготовку к большим переменам. В рамках проекта ФЦП ИР “Создание сверхбыстродействующих радиационно-стойких компонентов супердетектора новых тяжелых частиц АТЛАС Большого адронного коллайдера ЦЕРН для экспериментальных исследований рождения и распада частиц”, которым руководит заместитель директора по науке ФГБУ ГНЦ Институт физики высоких энергий НИЦ “Курчатовский институт” Александр Зайцев, ученые и специалисты решают целый комплекс сложнейших научно-технических задач. О некоторых деталях работы А.Зайцев рассказал читателям “Поиска”. 

— Александр Михайлович, напомните, чем вызвана необходимость модернизации.
— Установка ATLAS, как и другие установки Большого адронного коллайдера (LHC), проектировалась в 1990-е годы и вместе c LHC была запущена в 2008 году. С тех пор получена масса значительных результатов, наиболее значимый из которых — открытие бозона Хиггса. Дальнейшие исследования требуют повышения параметров ускорителя — его энергии и светимости. Необходимость этих исследований вызвана тем, что с открытием бозона Хиггса завершился важнейший этап в физике фундаментальных взаимодействий, но осталось множество нерешенных проблем, касающихся вопросов о массах частиц, о том, почему существуют три поколения частиц, о структуре вакуума, его стабильности, о темной материи и др. Список научных проблем обширен, и есть серьезные основания полагать, что более тщательное исследование взаимодействий частиц при сверхвысоких энергиях позволит продвинуться в их решении. 
Для того чтобы работать при гораздо более высоких энергиях и с более высокой светимостью, необходимо совершенствовать установку. Высокая светимость ведет к тому, что через элементы установки идут очень большие потоки частиц и это создает разнообразные проблемы — радиационные, проблемы фоновой нагрузки на различные элементы, проблемы большого потока данных и др. Кроме того, за четверть века экспериментальные методы в физике высоких энергий существенно усовершенствовались. У нас появились новые идеи и возможности, связанные с развитием электроники, быстрой передачи данных, обработки больших объемов информации, а также с детекторами частиц. Установке ATLAS предстоит работать очень долго, ориентировочно не менее 15 лет, и, конечно, надо использовать все возможности для того, чтобы улучшить ее параметры благодаря новым достижениям в методике физического эксперимента.
— Какие основные усовершенствования предстоит осуществить на детекторе?
— Модернизация будет проходить в два этапа. Первый намечен на 2018-2019 годы, мы сейчас к нему активно готовимся. Наиболее значимые усовершенствования связаны с развитием установки в так называемых “горячих местах” — там, где проходят особенно большие потоки частиц. Для этого изготавливаются новые мюонные колеса — детекторы мюонов, которые располагаются вблизи пучков протонов, циркулирующих в вакуумной камере коллайдера. Предстоит и существенная модернизация электроники — как головной, работающей непосредственно с детекторами, так и систем выделения событий (триггерной электроники), систем дальнейшей обработки данных. Этот этап на установке относительно небольшой по объему, основные преобразования будут выполняться на втором этапе модернизации, в рамках которого к 2025 году планируется полностью заменить центральную трековую систему и заметно усовершенствовать калориметрическую часть в областях с большой загрузкой пучка. 
В настоящее время мы занимаемся изготовлением оборудования, аппаратуры для первого этапа и ведем исследования, связанные со вторым этапом.
— Есть ли какие-то особенности у ATLAS по сравнению с установкой CMS?
— Обе установки очень похожи по решаемым на них физическим задачам. Но устроены они совершенно по-разному. Если в ATLAS для создания магнитных полей используется система на базе огромного сверхпроводящего тороида и вся установка в результате получается очень большой — диаметром 25 м и длиной 45 м, то в CMS применено другое базовое техническое решение. Магнитное поле, необходимое для измерения энергий заряженных частиц, создается большим сверхпроводящим соленоидом, внутри которого расположена значительная часть детекторов, из-за чего установка получается существенно более компактной. Для замыкания создаваемого соленоидом магнитного потока требуется большое железное ярмо, поэтому CMS оказывается более массивной. Во времена проектирования установок можно было ожидать, что мы можем столкнуться с какими-то непредвиденными трудностями. Поэтому очень важно было иметь две разные установки, которые гарантированно позволяли бы решать стоящие перед LHC задачи. Сегодня ATLAS и CMS работают параллельно, проверяют и дополняют друг друга, чтобы избежать ошибок.
— Какие работы по развитию ATLAS лежат в зоне ответственности российских институтов и организаций? В чем суть вашего проекта ФЦП ИР?
— Напомню, что НИЦ “Курчатовский институт” определен рядом распоряжений Правительства РФ координатором формирования научных программ и обеспечения эффективного международного сотрудничества в области фундаментальных исследований на уникальных экспериментальных установках за рубежом, к которым относится также LHC в ЦЕРН. 
На установке ATLAS работает ряд российских институтов: Институт ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН, Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”, Физический институт им. П.Н.Лебедева РАН, Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”, Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.В.Скобельцына МГУ им. М.В.Ломоносова и Объединенный институт ядерных исследований. В ближайшее время в коллаборацию вступит Томский государственный университет. В целом, коллаборация ATLAS — это очень большой коллектив ученых из 180 институтов из 38 стран. Россия выполняет заметную часть работ. Наши институты участвуют в создании детекторов для больших мюонных колес — это центральный и самый значительный проект в программе модернизации. В мюонных колесах используется несколько типов детекторов. Часть из них изготавливается на гатчинской площадке НИЦ “Курчатовский институт” — это так называемые тонкозазорные камеры, трековые газовые детекторы специальной конструкции. Другие детекторы делаются в ОИЯИ в Дубне. Это камеры типа МикроМегас, в них используется газовое усиление ионизационных сигналов в сетчатых структурах с сильно неоднородным электрическим полем. В паре те и другие детекторы позволяют решать очень сложные задачи регистрации частиц, возникающие в горячих областях. Для того чтобы создавать такие устройства, понадобилась организация специализированных участков, в частности большой сборочный участок сделан в Гатчине. Это комплекс особо чистых помещений с разнообразным специальным оборудованием. Сборка детекторов идет полным ходом, часть материалов и оборудования мы получаем от наших коллег из Европы, часть делаем сами. Очень важно на разных этапах работ осуществлять проверку того, что получилось, — для этих целей в МИФИ разработаны и изготовлены специальные рентгеновские аппараты, которые ездят вдоль и поперек детекторов, просвечивают их и определяют координаты различных элементов. В настоящее время эти аппараты перемещаются из МИФИ в ЦЕРН и в другие организации. 
Вместе с немецкими коллегами мы делаем специальные камеры для других сложных мест установки, которые не связаны с мюонными колесами. Это так называемые мюонные дрейфовые трубки. У нас в Протвино уже создана часть оборудования для этой системы и отправлена в Германию, где производится окончательная сборка. 
Есть и другие задачи — по разработке специальной электроники для калориметров. Речь об электронике, которая работает непосредственно с детекторами (этим занимается ОИЯИ) и электронике обработки данных (ИЯФ СО РАН). Еще один комплекс задач связан с сцинтилляционным адронным калориметром. В связи с повышением светимости необходима модернизация системы калибровки, за которую полностью отвечает наш институт, и есть необходимость в замене некоторых счетчиков в горячих зонах, так что эта калориметрическая часть тоже требует серьезного внимания. И наконец, в системе сбора данных жидкоаргонных калориметров мы везде, где можно, в системах передачи данных переходим от электрических кабелей к оптическим. В этой модификации системы сбора данных участвует ФИАН. 
Все эти задачи решаются в рамках проекта ФЦП ИР. Организационно головным в нем является НИЦ “Курчатовский институт”, остальные институты — соисполнители. При этом каждый институт сам взаимодействует с ЦЕРН и решает свою задачу как самостоятельная организация. 
— На какие более ранние результаты вы опираетесь в ходе реализации проекта?
— В предыдущие годы российские организации, в том числе ИФВЭ НИЦ “Курчатовский институт”, выполнили серьезный объем работ по мюонной системе. Сделана очень большая часть центрального трекового детектора, и сейчас программа модернизации мюонных колес в значительной степени опирается на эти разработки. Если говорить о калориметрии, то вся механика сцинтилляционного калориметра сделана в Дубне, а детектирующая часть — в Протвино. Я бы сказал, что выбор задач по модернизации не случаен, он стопроцентно опирается на то, чем мы занимаемся примерно 20 лет. 
— Кто и как принимает решения о создании тех или иных усовершенствованных компонентов детектора ATLAS? 
— Это базовые решения коллаборации, которые разработаны с участием наших российских институтов. В двух словах можно сказать, что необходимо радикально повысить целый ряд параметров детекторов и электроники системы сбора данных. Это достигается применением более тонких и аккуратных детекторов, оптимизированных для работы в столь сложных условиях. 
— Могут ли результаты работ по проекту быть востребованы где-то еще, помимо ЦЕРН?
— Безусловно. Прежде всего, они чрезвычайно полезны в различных исследованиях в области физики частиц и ядерной физики, а также во многих других, где требуется регистрация потоков частиц и излучений. Это, например, ядерная медицина, где широко используются детекторы частиц, разно­образные досмотровые системы, системы радиационного контроля и мониторинга, устройства для различных измерений с применением источников излучений и многое другое. Например, мюонные камеры, которые сделаны для установки ATLAS, оказались очень привлекательными для создания больших систем, использующих космическое излучение для просвечивания различных объектов. Ускорительная технология в целом и то, что вокруг нее формируется, — одна из базовых в современной технике. В этом смысле мы, конечно, работаем не в отрыве от прикладных исследований. Мы стремимся к возможно более широкому использованию наших разработок, и таких примеров становится все больше.
Беседовала 
Светлана БЕЛЯЕВА
Фото с сайта ЦЕРН

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПНЫ В ФОРМАТЕ PDF

Нет комментариев