Не продаются измерения? В Минобрнауки довольны Проектом 5-100.

Принимающей стороной очередного, XVI семинара-конференции Проекта 5-100 стал на этот раз “дебютант” — один из пяти вузов, недавно вступивших в проект, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова (Первый МГМУ). Кроме представителей 21 университета “5-100”, в Конгресс-центре Первого МГМУ собрались также “сочувствующие” из других вузов. 

Отдельная сессия была отведена на обсуждение результатов выполнения проекта и планам на будущее. Заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, напомнив предысторию проекта повышения конкурентоспособности российских вузов (начиная с майского президентского указа, в котором была поставлена задача добиться включения 5 российских университетов в первую сотню международных рейтингов), значительную часть своего выступления посвятил ответу невидимым критикам. Известно, что в январе этого года Счетная палата усомнилась в эффективности распределения бюджетных средств при реализации Проекта 5-100 и ведомство предупредило Минобрнауки о “рисках невыполнения” президентского указа. Недавно вопрос повышения конкурентоспособности российских вузов рассматривался на заседании Правительства РФ (см. “Средство пересборки”, “Поиск” №21-22, 2016). 
— Довольно много обвинений в том, что наращиваем формальные показатели, подстраиваемся под зарубежные измерители, разрушаем российскую идентичность, пытаемся подогнать российскую высшую школу под зарубежные образцы, — перечислил замминистра и подытожил: — Так говорят люди, не желающие разбираться, что и как происходит в проекте. 
Ответил замминистра и тем, кто считает неправильным стремление российских вузов попасть в первую сотню международных рейтингов, поскольку те заточены специально под западные университеты. Сторонники этой позиции выступают за создание своего российского международного рейтинга. В нем наши вузы окажутся первыми — и указ президента будет выполнен автоматически. “Это справедливое замечание, — прокомментировал А.Повалко. — Только тогда движения никакого не будет, и никуда мы с таким подходом не придем”.
— Хотелось бы, чтобы все четко понимали: рейтинги для нас являются исключительно измерителем, — заявил замминистра. — Мы не покупаем у университетов формальные показатели, мы не платим им за цитируемость, высокую публикационную активность и иные индикаторы. Субсидиями мы поддерживаем разработанные самими университетами программы повышения конкурентоспособности. Россия не одинока в этой истории: подобные проекты реализуются во многих странах. И это движение нарастает. Если ничего не предпринимать, университеты начинают отставать в борьбе за образовательные рынки. 
Конкуренция, основной принцип Проекта 5-100, в этом году вышла на новый уровень. Если раньше субсидии давались на программы развития университетов в целом, то теперь вузы получили средства на поддержку отдельных образовательных и научных структур — “стратегических академических единиц”. Решение по каждой из таких структур принимал международный совет Проекта 5-100. По размеру субсидий участники проекта были разделены на три группы. Субсидии разные, поскольку количество и масштаб “стратегических академических единиц”, одобренных советом, у каждого вуза свои. 
Примером формального успеха Проекта 5-100 замминистра назвал увеличение количества работающих в университетах ученых, имеющих либо иностранное гражданство, либо длительный опыт работы за рубежом. За три года прирост составил порядка 400 человек. Увеличилась и доля иностранных студентов от общего числа обучающихся в вузах “5-100”: от 7,7% в 2013 году до 11,9% в 2015-м. Это значит, что абитуриентам предлагаются конкурентные программы.
Но Проект 5-100 нужен не только университетам, в нем участвующим. Эти вузы должны сделать вклад в общее развитие высшей школы, считает А.Повалко, и состоит он в том, чтобы дать другим высшим учебным заведениям “огромное количество подготовленных людей, имеющих опыт работы на Западе, опыт участия в сложных исследовательских и междисциплинарных проектах”. 
Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки РФ Григорий Андрущак, отвечая на вопросы из зала, сообщил, что соревнования между отдельными “стратегическими академическими единицами” не планируется, так как очень трудно сравнивать, скажем, инженерные и медицинские научно-образовательные структуры. Но определенные критерии, по которым международный совет будет оценивать их развитие, конечно, есть, и в конце года будут подводиться первые итоги. 
Григорий Андрущак подчеркнул, что министерство очень заинтересовано в том, чтобы “аналогичные стратегические единицы вступали в коллаборацию и запускали общие проекты”. Не случайно, отметил он, в программу XVI конференции-семинара впервые была включена серия предметных семинаров и круглых столов — по биомедицинскому направлению. Их организатором выступил Первый МГМУ им. И.М.Сеченова. По словам ректора Петра Глыбочко, “одна из ключевых задач Первого ММГУ им. И.М.Сеченова в рамках участия в Проекте 5-100 — формирование эффективных партнерств с лидерами в самых различных предметных областях, чтобы вместе решать задачи по повышению глобальной конкурентоспособности наших вузов, выводу на рынки принципиально новых образовательных программ, продуктов и технологий”. 
В первый день работы конференции “Первый мед” и Казанский федеральный университет подписали соглашение об образовании “Академического Юнита”. 
…На достижение цели, поставленной президентом, осталось четыре года. Говоря о перспективах Проекта 5-100, А.Повалко предупредил: “Будем концентрировать поддержку на университетах, показывающих лучшую динамику”. Кроме того, он пообещал вузам еще несколько крупных проектов — “крупнее, чем по Постановлению 220”, но сказал, что их будет немного. “Конкуренция будет только расти!” — подчеркнул заместитель министра.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта http://5top100.ru

Нет комментариев